Может, то было, а может, и не было - разницы нету меж былью и небылью.
Но, говорят, жил человек и выросли у него три сына.
Трудно приходилось им - по неделе одним бубликом сыты бывали. Да еще велась у них в хозяйстве кобылёшка, не конь-огонь, а так, серая кляча, тащившая все мужицкие заботы.
И умер старик по прошествии жизни.
Сыновья оплакали его как должно, проводили на вечный отдых и, вздыхая, вернулись домой. Смотрят - на дворе кляча мыкается.
— Вот бедолага, - говорит старший, - три дня не поена ходит.
И решили парни сводить ее на водопой.
Кляча эта на других лошадей была не похожа. Ни много ни мало - три дня пути от головы до хвоста.
Вышел старший брат на заре и едва-едва завидел к вечеру передние копыта. Говорит он среднему брату:
— Отведем мы, наконец, этого одра к воде или нет? У него уже глаза налоб лезут от жажды.
Ходко пошел с утра второй брат и на закате добрался до задних ног. А там младший его поджидает.
— Иди, малый, поживее, а то у кобылы все ребра наружу - пить хочет.
С росой вышел в путь младший и в сумерки дошел-таки до хвоста. По пути сломал хворостинку и погнал свою лошадку к морю. Как дорвалась она до воды, так и не отрывалась. Пила день, пила другой, пила девять дней, пока все море не выпила. Только дно безоглядное осталось, и на нем рыба бьется, хвостом машет. Разинула она пасть и ненароком проглотила кобылу, как муху. В это время в небе пролетел орел и увидел рыбу. Стрелой он кинулся вниз, упал камнем, схватил ее острыми когтями и понес через высокие горы, через глубокие долины в свое гнездо на вершине могучего дуба. Мясо склевал, а кости вниз побросал. На ту пору под дубом спал полдневным сном прохожий пастух. Только он проснулся - косточка в глаз попала. Показалось пастуху, будто его что-то кольнуло. Он поднялся, поморгал глазамт - нет, не проходит. На счастье, поблизости рыбаки из реки сети тянули. Пастух поманил их посохом и говорит:
— Люди добрые, выньте у меня соринку из глаза.
Взялись рыбаки помочь ему в беде. Закинули невод в око, повели раз, повели другой, а на третий - вытянули кость. Повертел ее пастух в пальцах - чепуховинка, и смотреть-то не на что. Взял да и выбросил.
Это все присказка, а сказка будет впереди.
Бродили по свету цыганы. Шли, шли и набрели на брошенную кость. Видя, что место доброе, чистое, светлое, стали они на кости табором, разбили шатры, развели костры, поставили наковальни, - словом, устроились надолго. Как назло, пробегал поблизости волк. Учуял он рыбный дух и вцепился в кость. Зашатался табор, повалились шатры, закачались огни. Цыганы думают - землетрясение, и все как один, кто в чем был, попрыгали вон. Здорово их волк напугал.
— Ой,- кричат, - конец нам пришел, погибель настала!
Бросились цыганы к наковальням, отковали копья и пики, метнули их разом и убили волка. А шерсть у него была длинная, теплая, красивая. Посмотреть - зависть берет. Стали цыганы свежевать волка. Наполовину ободрали, а уже хватило на шубы для всех. Попробовали перевернуть его на другой бок, да не осилили.
В ближнем селе жил скорняк с сыном малолетним. Скроил он было душегрею малого роста, но нечем было украсит ее спереди.
Дошел до него слух про волка, и послал он мальчика ободрать его. Мальчик перевернул волка, ошкурил его до конца, но показалось мало, отправился он к цыганам спросить, кто снял другую половину шкуры. Как узнали цыганы, что нашелся малолеток, который в одиночку перевернул волка и ободрал его, побежали все поглядеть, какого роду-племени этот малец и бывают ли такие взаправду.
Мальчуган же, видя людей, бегущих к нему со всех сторон, испугался, что отнимут у него добычу, взял ноги в руки и бросился наутек, только пятки засверкали. Куда спрятаться? Бежит, бежит, вдруг видит - старик поле пашет. Поглядел малыш по сторонам и заскочил в сумку с семенами. А старик собрался сеять подсолнечник. Вспахал он землю, взял сумку и пошел разбрасывать семена: одну жменю в борозду, другую - в рот. Идет и приговаривает:
— Эти, что в земле, взойдут еще, не взойдут - вилами по воде писано, те же, что съем, - те уж точно мои.
Жменю в землю, жменю - в рот, и попал мальчишка старику в зубы. Мышкой побежал он по языку туда, сюда, шасть в сторону и притаился в дупле коренного зуба.
К вечеру старик кончил сеять и пошел домой. При входе во двор у мальчика зачесался нос, и он чихнул. Старик удивился: кто чихает?
— Эй, старуха, спусти-ка собаку с цепи, у меня кто-то во рту прячется.
Пустили собаку в рот, порскнула она от зуба к зубу, почуяла, что волком пахнет, заскулила и повернула обратно.
Еще больше удивился старик:
— Отродясь этот пес никого не боялся. Видно, дело нечисто. Возьми, баба, кочергу да пошуруй. Поглядеть надо, что там такое.
Сунула баба кочергу в дупло и вытащила мальчика наружу.
— Ты откуда взялся? - спрашивает старик.
— Оттуда и оттуда, - сказал мальчик и рассказал все, как было.
— Ну, так беги домой, а то ведь отец так и не кончит шить тебе душегрею.
И мальчик побежал домой.
Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец.
Только надо сперва подумать и разобраться, кто здесь больше всех: лошадь, которая выпила море, рыба, которая проглотила лошадь, орел, который унес рыбу в когтях, пастух, который неводом искал соринку в глазу, волк, который грыз рыбью кость, мальчик, который ошкурил волка, или старик, который бросил мальчика в рот, как семя подсолнечника. Кто больше?
***
Что еще почитать, если интересны молдавские сказки с иллюстрациями Светозара Острова:
Читайте также о персонажах сербской мифологии:
А также подписывайтесь на мой телеграм-канал Искусство, цветы и книги - каждый день вас ждут небольшие, но интереснейшие публикации об искусстве