Нет, ребята, я больше не могу. Всё-таки когда ты прочитываешь семь книг пенталогии - начинаешь подозревать какую-то уж очень лобачевскую арифметику. А ведь всего томов уже одиннадцать, и две части всё ещё в планах у неутомимой авторессы!
В общем, я решил to call it a day и закончить. Собственно, сначала я предполагал остановиться на пятой, но там в конце внезапно приканчивают целую пачку не сказать, что очень симпатичных, но довольно милых персонажей. Тут надо сказать, что Камша в целом не слишком страдает джордж-мартинизмом и не стремится убивать своих героев за малейшие проступки. Но тут она натурально какую-то Красную свадьбу устроила, так что я чисто рефлекторно ещё две книги ждал, что кто-то из погибших всё же воскреснет. Ну это же развлекательное чтиво, тут такое вполне в рамках жанра, и под "воскреснет" я не имею в виду превращение в нежить, которое тоже в рамках жанра и местной мифологии.
Не дождался, увы. Кстати, может они дальше в той или иной форме и оживут, тоже не могу исключать. Хотя судя по тому, что автор как-то более решительно начала приканчивать самых разных персонажей, рассчитывать на это не стоит.
Значит, сначала о позитивном - оно всё ещё легко написано и легко заглатывается. Даже несмотря на все недостатки, о которых я буду говорить дальше, она не оставляет ощущения полной дури или прямо откровенной графомании. Ну, разве что немного.
Дальше: автор, наконец, начала развязывать сюжетные узлы, некоторые из которых вязались ещё начиная с первого тома. Это и хорошо, и плохо. Ну то есть сам факт, безусловно, позитивен, но с развязыванием Вера очень, очень опоздала. За прошедшее время интрига успела забыться, причём подпитывала её автор не сказать, что постоянно и неустанно. Часть завязок забылась, часть развязались как-то нарочито неинтересно, и в целом сплошное разочарование. Вдобавок автор освоила новый приём: торжественное раскрытие тайны, о которой ещё сотню страниц назад читатель не подозревал. Ну, то есть может, намёки и были, но тут часть героев постоянно врёт, а часть на редкость недогадливы, так что приучаешься им не верить.
И да, большинство развязок оказались какими-то плоскими и совершенно не волшебными. Вообще говоря, по ходу пьесы всё меньше сага походит на предполагаемую flintlock fantasy: собственно с кремнем и порохом всё в порядке, а вот с фэнтези не очень. Небывальщина по-прежнему крайне ограничена и существует на уровне материализации суеверий - нежить, всяческие духи природы, силы клятвы на крови и натуральные призраки. Знаете, что-то типа старой Darklands, в которой персонажи игрока шляются по Германии XV века, в которой тамплиеры вызывают натуральных демонов, ковены ведьм летят на Брокен-Хилл, а кобольды и татцельвурмы населяют шахты.
Только в Darklands небывальщины много и она большей частью вполне материальна - хороший удар цвайхандером любого кобольда приведёт в чувство. А в Этерне настолько просвещённый ренессанс, что в духов и нечисть верят сильно не все, и даже наличие регулярно наблюдаемого многими призрака как-то не меняет отношение к проблеме. Даже гоганы, изначально уверенные в том, что грядёт космическая катаклизма, как-то успокаиваются, когда в урочный день Кэртиана не налетает на небесную ось.
И с мультиверсумом, намёк на который содержится в прологе к первой книге (и более подробно - в приквеле "Пламя Этерны"), всё столь же вяло. Второй намёк на его существование встречается то ли в шестом, то ли в седьмом томе, и опять-таки ни к чему не приводит. Вот что подводит автора - намёки слишком редки и туманны, и постепенно этот вялый темп начинает раздражать.
Напротив, дела земные вершатся споро и энергично, одна сюжетная линия плодится за другой, а на сцену выходят всё новые и новые персонажи. В основном сугубо положительные, в какой-то момент Камша даже начинает очеловечивать противников. Ну то есть они и раньше сильно не всегда были просто массой ксеноморфов, но теперь некоторые из персонажей в стане врага обзаводятся собственными сюжетами, семьями, интригами и вся эта толпа имён собственных (поток которых обрушивается на читателя с первых же страниц саги) начинает несколько утомлять. Каждому автор хочет уделить внимание, и в результате основная идея начинает растворяться до гомеопатических значений. В качестве примера аналогичного подхода опять-таки приходит на ум Мартин, у которого число героев, от лица которых идёт повествование и пишутся POVы, начинает превышать разумные пределы уже в четвёртой книге, не говоря о пятой.
В общем, слишком степенное развитие некоторых линий, слишком большой поток каких-то похожих героев, близкие к графоманским опусам объёмы текста, да ещё и отсутствие прогресса в развитии героев (Рокэ Алва всё ещё байронически байроничен, Ричард Окделл молодой дебил, ну, и так далее, включая крыса Клемента) вынуждает меня прекратить это чтение. Желание знать, чем всё это закончится, на котором должна строиться любая развлекательная литература, угасло. Ну, может, посмотрю в сети спойлеры и синопсисы. Наверняка они где-то есть, у саги мощная фан-база, уши которой торчат даже из самих книг, скажем, к одному из томов приложением является здоровенная иллюстрированная статья, посвящённая истории костюма различных народов Золотых земель, что среднему читателю нафиг не нужно, но для гиперфаната должно быть очень полезно.
Что, опять же, не исключает определённых художественных достоинств уже прочитанного. Живость стиля уже упоминалась, подтвердила Камша и неожиданное для женщины умение описывать военные действия (да, это был сексизм), более того, здесь имеется даже очевидный прогресс. Правда, маршал Савиньяк в описании автора не менее безупречен, чем Алва (хоть и не такой Чайльд-Гарольд, конечно), но зато и побеждает он, как полководец, а не как сверхчеловек. Причём побеждает достаточно реалистично, не прибегая к помощи анахронистичных изобретений в стиле Хонор Харрингтон.
Ещё очень порадовали (в рамках профдеформации) некоторые детали суда над Алвой, точнее, действия защиты. Стратегия мэтра Инголса, построенная на процессуальных нормах, хоть и описана не в деталях, но достаточно ярко и, что главное, точно. Очевидно, автор консультировалась с практикующими юристами-судебниками, которые знают, как можно выиграть на нарушениях процесса вне зависимости от норм материального права.
В общем, расставаться с не закончившими свою одиссею героями даже как-то жаль. Впрочем, дочитай я ещё 4 книги исход был бы тот же - завершать приключения в Кэртиане автор в целом собирается, но не слишком спешит это делать. Опять же остаётся только пожалеть, что, скорее всего, сериал, с пилота которого у меня началось знакомство с миром Веры Камши, в нынешних экономических и геополитических условиях может никогда не увидеть свет (хотя работа вроде и идёт), а ведь это был в любом случае интересный эксперимент, и не бесталанный. Остаётся довольствоваться тем, что есть, и окончательно констатировать, что в качестве лёгкого летнего чтения "Отблески Этерны" подходят вполне - пока не начинают надоедать.