Ну а что, все побежали - и я побежал. Дзен мне уже показал дюжины две отзывов на пилот сериала, которого пока ещё нет. Высказываются все - кто пишет про книжки, кто пишет про кино, кто увлекается исторической реконструкцией, ну и прочие мимокрокодилы вроде меня. Оценки разнятся, хотя в целом мне попалось больше позитивных рецензий, и на этом фоне даже странно видеть довольно скромный рейтинг на Кинопоиске - 6.4.
Сразу оговорюсь: я не читал исходник. Фэнтези в принципе для меня второстепенный жанр, я всё как-то больше по сай-фаю, а уж тем более русскоязычное фэнтези. Не могу назвать своё поведение патриотичным, но доверия к фантастической литературе, рождённой на одной шестой части суши уже в современное капиталистическое время я совершенно не испытываю. Поэтому ещё раз - не читал. Но, возможно, попробую.
Потому что, несмотря на многочисленные проблемы пилота, он в достаточной мере интригует. Я безусловно готов смотреть сериал дальше, и очень жаль, что его пока не существует в природе, и даже, наверное, готов попробовать русское фэнтези на зуб, как только закончу с продолжением марсианской трилогии Робинсона. Проблемы, впрочем, я бы не назвал критичными, хотя и решить их уже невозможно.
Например, однозначной проблемой является вываливание на зрителя огромного объёма имён собственных. То, что эти имена внезапно имеют вполне определённые корни в различных европейских культурах, немного помогает, но мне кажется, что и персонажей и детали сеттинга надо вводить в зрителя более постепенно. Причём отдельные имена собственные вообще лишние - ну зачем, скажите на милость, воспитанников школы оруженосцев упорно называть умарами? Что нам даёт это слово, кроме как немного путаницы в голове? Вспоминается сразу автор меекханской саги Роберт Венгер, который тоже мастер придумывать причудливые названия для типов оружия; наверное, в современном фэнтези это тренд, но при переводе на экран его следовало сломать.
Ну или скажем, подбор некоторых персонажей, вот хоть тех же соучеников одного из главных героев в школе оруженосцев (у неё, кстати, зачем-то тоже есть своё название). Они как-то слишком решительно похожи, определённо надо было лучше поработать над типажами. Понятно, что тут особо не разгуляешься, обильная растительность на лице им по возрасту ещё не положена, но я не знаю, с причёсками, что ли, поработали, получше. А то там местами как в давней рецензии моего друга на один корейский боевик: "я стал отличать главного героя от друга главного героя, только когда друга застрелили".
Ну, игра актёров в целом ожидаемая. То есть понятно, что даже в эпизоде Смоляков выглядит прилично, или тем более Смехов даже в своём преклонном возрасте не способен опуститься ниже определённого уровня, по нынешним временам почти космического. Но условная "молодёжь" по крайней мере с первого взгляда не радует, хотя не скажу, что кто-то прям совсем разочаровывает. Разве что внезапно безрадостен Кирилл Козаков, который исполняет свою роль как-то безжизненно.
Зато у пилота есть целая пачка плюсов. Во-первых, бюджет не производит впечатления нищенского. Приличные декорации, приличные CGI и просто отличная материальная культура. Для работы над пилотом была привлечена целая пачка реконструкторских клубов, и это дало немедленный эффект: "заклёпочники" в большинстве своём в восторге, да и люди обычные, вроде меня, прямо ощущают жизненность окружения. Ну, скажем, изображаемая в начале пилота битва выглядит крайне аутентично, и в части отчаянно погибающей терции пикинёров, и в части налетающих на неё рейтаров.
Потому что во-вторых плюсом сериала является сеттинг. В мире Кэртианы царит ренессанс, со всеми полагающимися тримушкетёрскими причиндалами (скорее, впрочем, королевомаргошными, но это детали), кардиналами и порохом. Неизвестно, правда, давно ли он там царит и существует ли в этом мире технический прогресс, но отсутствие магии по крайней мере в пилоте налицо, так что отчего бы прогрессу и не быть. Хотя без магии, сдаётся мне, не слишком здорово, дворцовых интриг для того, чтобы удерживать зрителя, может не хватить. Подкинули бы завалящего алхимика какого, или там монашка, излечивающего наложением рук. Но в любом случае мир выглядит относительно свежо - это не классическое фэнтези, не постапок и не попаданцы. По крайней мере пока ничто на это не указывает.
Ну и сюжетные линии вроде вырисовываются вполне прозрачные. С одной стороны это изгнанники, стремящиеся вернуть на трон законного наследника престола, с другой - молодой наследник древнего рода, у которого личные счёты и к королю, и тем более к его маршалу. Изгнанники ввязываются в какую-то сложную религиозную интригу, наследник же обретает пачку друзей и врагов во время обучения в школе оруженосцев. Ружей по стенам развешано предостаточно, осталось в правильном порядке их разряжать. Единственно, что внушает опасения - это полное отсутствие порева. Девка с сиськами есть, но, собственно, на этом плотская часть и заканчивается, и это как-то странно: в наше время сериал без траха продать сложно, это почти элемент обязательной программы.
Но тем не менее общем, получается, что по состоянию на сейчас мы имеем вполне приличное зрелище на полтора часа хронометража, а также серию книг, возможно, стоящих прочтения. Оставайтесь с нами, мы будем сообщать об изменениях на этих участках фронта.