Пацан сказал - пацан сделал. Посмотрел пилот сериала "Этерна" (который в нынешней геополитической обстановке рискует остаться без продолжения), написал про него заметку - и прочитал первый роман цикла. Ну, и ещё пару приквельных повестей в придачу, так что уже есть о чём отчитаться. Сначала общая оценка - вполне норм, почитаю дальше. Но дьявол, как водится, в деталях, и в книжке есть что покритиковать.
По результатам просмотра пилота я высказал мнение, что уж слишком много на читателя вываливается деталей сеттинга, куча имён собственных, понятий выдуманных и деталей избыточных. Ох, ребята, а ведь я погрешил на режиссёра со сценаристами, они ещё довольно мягко обошлись со зрителем. Автор же книги, Вера Камша, совершенно не стесняется чуть не во первых строках вываливать на читателя местный календарь, да и затем не забывает напоминать, что вот эти цвета принадлежат такому-то дворянскому роду, а вот такой договор заключил в сто пятидесятом году от Большого Взрыва король бледнотиков Клапауциус Безымянный с мандрагорскими варварами.
Делается это самым прямолинейным образом - сносками, которыми обильно усеян текст. Я, конечно, понимаю желание автора поделиться всем, что она придумала, но, право, можно (и нужно!) делать это более изящным способом. А то ведь ладно детали сеттинга, ведь надо же ещё назвать каждую из глав в честь одной из карт колоды таро, причём на французском, снабдить сноской с толкованием это карты (как говорят, довольно спорным), да ещё и к частям присобачить эпиграфы авторства Ларошфуко - и тоже, естественно, на французском. Всё, чтобы показать свою эрудированность и тонко чувствующее эго, будто у нас не лёгкая фэнтези-эпопея, а философский опус масштаба "Братьев Карамазовых".
Потому что у нас действительно лёгкая, очень живо написанная книга. Опять же в этом жанре трудно ожидать высот стилистики, но по крайней мере перед нами профессиональный текст. Если не брать чрезмерную увлечённость Камши своим миром, то основная претензия к книге одна: она откровенно написана, как затравка для того мегацикла, в который она превратилась - деление пятого романа серии на всё большее число подроманчиков намекает, что ближе к финалу это превратится в графоманию.
На момент старта такую характеристику книге не дашь, но то, что она писалась, как некий пролог, порождает очевидные проблемы. Скажем, в самом начале нам показывают отблеск собственно Этерны - некого мультиверса, который какие-то местные эйнхерии оберегают от локального Йормунганда. И - всё. На этом намёки на окружение Золотых земель тайной и мистикой практически заканчиваются. Ну то есть ещё имеется сюжетная линия призраков Лаика и исчезнувшего брата Германа (призраков зритель может видеть в пилоте, но эта сцена скомкана и неудачна - поскольку явно она имеет важно значение для дальнейшего хода событий, стоило снять её как-то почётче), и это прикосновение к магии и неизведанному очень неплохо разнообразит основные линии интриг и войны. Но где-то ко второй трети романа этот сюжет резко обрывается на самом интересном месте и более не тревожит никого.
Что касается собственно основных линий, то перед нами обычные мушкетёрские интриги раннего Нового времени (для этого поджанра, оказывается, и название есть - flintlock fantasy, то есть кремневое или пороховое фэнтези), как дворцовые, так и на поле брани. Поле брани, кстати, и полководческие успехи маршала Рокэ Алвы описаны вполне достойно; по крайней мере автор явно пытается наглядно показать своего героя, как военачальника, в отличие, скажем, от Лоис Буджолд, которая за всю эпопею о Майлзе Форкосигане так и не сподобилась описать, как он руководит боевыми операциями.
Впрочем, показать успехи Рокэ Алвы для автора вообще задача, похоже, первостепенная - этот герой наделён столькими достоинствами, что любой Марти Сью готов его радостно обнять и повести в ближайший клуб для имбалансных персонажей. Право, вышел не хуже чем герой Ротфусса, имя которого, кстати, я уже и забыл - непревзойдённый стрелок, рубака, играет на гитаре, пьёт всё, трахает всех, даже в преферанс мастак. Единственное, что позволяет выдержать этот поток дифирамбов - подача Алвы как антигероя, противостоящего вроде как правому делу, ну и вообще циника и не слишком гуманного человека. Судя по всему, дальше по тексту это положение изменится, и в какой-то момент цикл придётся бросить.
Остальные персонажи в общем не представляют собой чего-то оригинального, даже два главных рассказчика - роман написан от третьего лица и не в виде POV'ов, но сюжет фактически следует за благородным наследником великого дома Ричардом Окделлом и ещё более благородным Робером Эпинэ (явно европейские корни массы имён и топонимов на удивление органично воспринимаются - сначала какое-то отторжение есть, но оно недолгое). Ну, Окделл вообще, по-хорошему говоря не персонаж, а так, трафаретик, в лучшем случае заготовка для будущих книг. Эпинэ же скучный благородный человек - и это взаимоувязанные понятия, он настолько хорош и благороден, что просто неизбежно становится скучным, в том числе самой авторессе. Она это понимает и пытается как-то раскрасить этого рыцаря печального образа, и даже придаёт ему в сотоварищи смышлёного крыса, но тщетно.
Так что не ради героев стоит почитать эту книжку. А ради чего? Ради сеттинга, наверное, всё же этот самый flintlock fantasy не самый частый гость на книжных полках. Ради того, чтобы отвлечься от действительности - фэнтези суть эскапизм, а тут происходящее достаточно интересно и достаточно неплохо описано, чтобы уйти в вымышленный мир на какое-то время, это сейчас может быть актуально.