Мы так вдохновились просмотром «Реальных упырей» (2014) Тайки Вайтити и Джеймена Клемента, что решили остановиться на феномене мокьюментари подробнее. Собрали небольшую подборку псевдодокументальных фильмов, чтобы показать — мокьюментари может быть очень разным!
«Я все еще здесь» / I'm Still Here (2010)
реж.Кейси Аффлек
рекомендует Амалия Бабаян
О чем?
В октябре 2008 года во время пресс-тура фильма Джеймса Грэя «Любовники» Хоакин Феникс неожиданно объявил о завершении актерской карьеры и решении стать хип-хоп-исполнителем. В январе 2009 года Кейси Аффлек начал снимать свой режиссерский дебют — документальный, по его словам, фильм «Я все еще здесь» о творческой трансформации Феникса. После премьеры картины пресса и зрители узнали, что все это был грандиозный розыгрыш. Но поначалу им приходилось с чувством испанского стыда наблюдать за тем, как актер с отросшими волосами, бородой и пивным пузом устраивает драки с фанатами, ругается с друзьями, принимает наркотики, заказывает проституток и параллельно с этим пытается записать альбом и договориться о концерте.
Зачем смотреть?
Кто-то с самого начала заподозрил, что все это — фикция, другие решили, что у Феникса просто поехала крыша, а Аффлек, который, ко всему прочему, приходится актеру шурином, просто не имеет стыда и совести, раз снимает фильм о его превращении из звезды кино в бездарного рэпера. На выходе получился классный мокьюментари, который высмеивает индустрию развлечений и любителей реалити-шоу. Далеко не все предположили, что это может быть очередное актерское воплощение Феникса, ведь вся хитрость состояла в том, чтобы дать персонажу его настоящее имя.
Выглядело все действительно правдоподобно. Особенно подкупало участие других знаменитостей в ленте: от Бена Стиллера до Джека Николсона (не могли же и они притворяться?). На шутку повелся даже знаменитый кинокритик Роджер Эберт, заживо похоронив Феникса словами «А какой одаренный-то был парень».
Жаль только, что мы с вами не зрители 2010 года. На нас этот трюк уже не срабатывает. Мы-то знаем, что Феникс все еще здесь и, кажется, не собирается уходить из кино. Незнание вызывает при просмотре чувство неловкости, знание делает его просто смешным.
«Я тебя люблю» (2011)
реж. Александр Расторгуев, Павел Костомаров
рекомендует Маша Онипкина
О чем?
Молодой участковый из Ростова-на-Дону покупает видеокамеру, на которую снимает свои рабочие будни. Однажды во время выезда он оставляет камеру в машине, и ее по приколу тырят несколько парней. Весь дальнейший сюжет — описание жизни молодых пацанов, снятое ими самими. Как будто попадаешь в калейдоскоп мальчишеских выходок — для них одинаково весело поехать на море на выходных и открыть свое оформительское агентство, пойти на вторую работу в Макдоналдс и служить в армию. Ожившие герои «Бездельников» Андрея Зайцева ростовского разлива.
Через какое-то время, когда перестаешь реагировать на резкую смену героев в кадре и льющийся поток мата, вырисовывается общая сюжетная линия. Парни фиксируют свои сложные отношения с противоположным полом, который в фильме выполняет, скорее, функцию. Перед нами — ловелас, подкаблучник, семьянин, одиночка. Каждый из героев проживает свою метаморфозу — от похотливого мачо до будущего отца, от равнодушного трахаря до влюбленного глупышки. Все это безумно комично снято, ни одну сцену невозможно смотреть без улыбки.
Некоторые кадры выставлены как будто бы слишком профессионально, а сюжет развивается в нужном режиссерам направлении. Документалистам, бывает, так везет. Но не будем раскрывать все карты — пусть зритель сам решит для себя, насколько эта история реальная, а насколько постановочная. Без спойлеров.
Зачем смотреть?
Стать свидетелем уникального эксперимента Костомарова и Расторгуева в доинстаграмные времена, когда селфи-съемка была авангардным режиссерским решением.
Послушать неподражаемый ростовский говор.
Вспомнить, каково это — хотеть все, что движется, проповедовать полигамию, а потом влюбиться, сходить с ума, обрывая телефон и дежуря под балконом.
«Это - Spinal Tap» / This Is Spinal Tap (1984)
реж. Роб Райнер
рекомендует Даша Бурнашева
О чем?
Поклонник британской рок-группы Spinal Tap узнает, что группа едет в тур по Америке и решает снять о ней документальный рокументальный фильм. Он берет у музыкантов интервью, снимает выступления и бэкстейдж. Вот только часть выступлений отменяют, музыканты постоянно ссорятся, на автограф-сессии никто не приходит… Все медленно осознают, что пик славы группы давно пройден.
Зачем смотреть?
Представьте всё, что вы можете увидеть в документальном фильме про рок-группу, и умножьте это на три. Абсурдные требования в райдерах? Есть. Тексты песен, которые собрали все возможные рок-клише? Есть. Ссоры из-за того, что в тур поехала девушка одного из музыкантов и постоянно вмешивается в творческий процесс? Конечно, есть. Участник группы решает покинуть коллектив в середине тура? Разумеется!
«Это — Spinal Tap» пародирует популярных рок-музыкантов и их привычки, перерабатывает известные публике конфликты (Джон Леннон и Йоко Оно) и выкручивает стереотипный образ рок-музыканта на максимум.
После выхода фильма актёры несколько лет изображали участников группы на концертах и выпускали музыку. В 2009 году они даже провели гастрольный тур по США и выступили на фестивале Гластонбери.
Бонус:
Посмотреть первое появление группы на The T.V. Show в 1979 году (еще до создания фильма) и послушать группу.
«Борат» / Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan (2006)
Реж. Ларри Чарльз
Рекомендует Настя Гончарова
О чем?
Тележурналист Борат Сагдиев (Саша Барон Коэн) едет в США с очень важной миссией - изучить культуру «величайшей страны в мире» и применить это в своей стране.
Зачем смотреть?
Персонаж Саши Барон Коэна - невероятный, смешной чудак, за которого часто испытываешь испанский стыд - шаг за шагом вскрывает “больные места” США. Двигаясь от города к городу, от штата к штату он десакрализует образ страны как безоговорочного идеала во всем.
Оказывается, что у самой страны много нерешенных проблем. Борьба с терроризмом и оружейное лобби? Есть. Расизм? Пожалуйста. Объективация женщины и “махровый” патриархат? Конечно. Предубеждения из-за цвета кожи или занятости? С лихвой, можем поделиться. Саша, как виртуоз слэпстика, с помощью гротеска заостряет внимание зрителя на этих вопросах, в то же время добавляя комический эффект.
В конце путешествия Борат, оставшийся без средств к существованию и морально надломленный, забирает с собой проститутку, которую выгнали из “приличного дома”. А зрителю остается размышлять - с кого же брать пример?