Томас мучился животом. Даже многочасовый марш из лагеря под Нойсе к городу Эрикур не избавил его от боли. Его тошнило. Он несколько раз под грозным взглядом капитана удалялся в кусты.
Цикл рассказов о Бургундских войнах 1474-1479 годов
Вчера накидался похлебки из свежего мяса. То ли плохо проварили, то ли мясо было несвежим. Но живот мучил с утра.
Томас еле тащился и подумывал уговорить обозного принять кроме лука со стрелами еще и кинжал, хлеставший по коленям. Но обозному надо было дать хотя бы два денье. А Томас этих двух денье не имел. Недавно, от греха подальше все отдал лагерному священнику на хранение.
Их гнали на деблокаду Эрикура, который осадили швейцарцы, эльзасцы и австрийцы. При этом эльзаасцы были поданными герцога Бургундии Карла Смелого. Но восстали против него. А до этого восстали против австрийского герцога. И тот продал их Карлу. Теперь австрийский герцог снова хочет вернуть Эльзас. В этом ему помогают швейцарцы, которым все равно за кого воевать - лишь бы платили.
Английские лучники шагали мимо загорающейся церкви. Ее грабили наемники-ломбардцы. Правильно говорят, что нет больших безбожников чем жители Ломбардии. Они готовы все и всех продать. Любую христианскую душу. Свою они дьяволу продали уже давно.
Ломбардцы вытащили все ценное из церкви. Теперь насиловали прихожанок из ближайшего села. Англичанам такое непотребство у божьего дома было не по нутру. Но строгий капитан окрикивал желающих затеять драку с насильниками.
На виселицу поведут и их и вас. Вам это надо? - грозно спрашивал опытный вояка.
Он был прав! Карл не любил раздоров во время похода. Он велит повесить всех смутьянов, затеявших свару.
Господь все видит. Он сам накажет богохульников - думали солдаты.
Томас вообще не думал. Он мечтал о бое. Боевой задор разгонит кровь. Тогда полегчает.
Его мечта осуществилась. Карл не дал войску отдохнуть после марша. Лучники сразу вступили в перестрелку с арбалетчиками противника.
Арбалетчики отступили. Зато на них накинулась швейцарская пехота. Их было намного больше чем бургундских пехотинцев. Те стали отступать и Томасу впервые пришлось драться врукопашную. Его радовало что он не сдал кинжал в обоз. Теперь он пригодился.
В тесноте кинжал был как раз то что нужно. Томас заколол им двух швейцарских пикинеров. Срубил чью-то руку, попытавшуюся протянуться к его горлу.
Швейцарцы наседали. Ломбардцы, прикрывавшие лучников стали отступать. Лучники за ними.
Потом отступление превратилось в бегство. Томас бежал, как будто не было никаких болей в животе. Он не чувствовал своего тела. Оно несло его на волне страха погибнуть в этой заварушке от чьего-нибудь меча или копья.
Хорошо у врагов не было много кавалерии. Иначе никому из бургундских пехотинцев не удалось бы уйти живыми.
Томас бегал хорошо. Для быстроты он перекинул лук через плечо, а все стрелы выбросил.
А вот ломбардцам в латах убежать не удалось. Кое-кого убили, кого-то поймали. За святотатственное осквернение церквей 18 ломбардцев сожгли живьем.
Все таки кара их настигла! - думал выживший Томас. Он пообещал себе внести небольшой вклад на походный алтарь лагерном священнику.
Статьи канала "История и культура Евразии" за август 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы