Дорогие друзья! Мы продолжаем рубрику «Не верь глазам своим» и снова ищем обманки в искусстве. Фраза «Не верь глазам своим» – это часть афоризма Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтёшь надпись „буйвол“, – не верь глазам своим».
Обманки в искусстве – это иллюзорные изображения, настолько виртуозно поданные зрителю, что он принимает их за реальность. Обманки играют с восприятием смотрящего, заставляя плоское казаться объёмным, близкое – далёким, а неживое – живым. В этом «обмане» есть одна важная особенность – его можно раскрыть, стоит лишь присмотреться.
Как мы выяснили в предыдущих статьях рубрики «Не верь глазам своим», довольно часто обманки становились частью сервировки стола. Еще одной «средой обитания» обманок были библиотеки и кабинеты, там среди многочисленных томов ожидали своего разоблачения книги-обманки. Лаконичность формы, возможность варьировать размеры и помещать на них изображения или надписи – всё это стимулировало творчество мастеров.
К наиболее ранним образцам, имитирующим книжные переплеты, относятся произведения итальянской майолики эпохи Возрождения. В собрании Эрмитажа хранится фляга XV века в форме томика Петрарки, а также предназначенная для перьев подставка в виде книги, созданная в XVI столетии.
Большую популярность книги-обманки получили в России и Европе в XVIII – XIX веках, они изготавливались из дерева или картона и использовались в первую очередь как шкатулки. Примером ранней книги-обманки может послужить деревянная шкатулка, изготовленная вятскими мастерами в 1731 году и украшенная инкрустацией чёрным деревом и перламутром.
XVIII веком датируется созданная мастерами из Западной Европы готовальня – набор чертёжных инструментов.
Книги-обманки могли быть и совсем небольшого размера. Например, в коллекции Эрмитажа хранится табакерка в виде книги с портретом императора Наполеона I, её длина менее восьми сантиметров, а высота – менее двух!
Ещё одна карманная книжечка – на самом деле кошелёк! Он изготовлен из картона, обтянутого лиловым бархатом, внутри – пять отделений для монет из лилового атласа, а накладки и застёжка выполнены из позолоченной латуни.
Довольно часто форму книги приобретали пресс-папье (фр. press-papier, от press – нажимать и papier – бумага) – тяжелые предметы, которыми придавливали лежащие на столе бумаги. Довольно долго пресс-папье были неотъемлемым предметом на письменном столе, они могли приобретать самые разные формы. Пресс-папье в виде книги кажется вполне логичным вариантом, достаточно вспомнить, что и сегодня мы часто придавливаем бумаги книгой.
Придать красоту утилитарным предметам, а также защитить их от поломки – естественное желание. Примером решения подобных задач может послужить футляр для счёт в виде альбома, созданный в XIX веке в России.
Не менее роскошной выглядит «книжка», украшенная тиснением по коже, вышивкой шёлком и позолоченным обрезом. А хранились в этом футляре спички!
Как мы видим, хранить в книгах-футлярах можно абсолютно разные вещи, но, кажется, самым естественным их содержимым являлись письма. Вот, коробочка для писем, созданная в Англии на рубеже XIX–XX веков. В закрытом виде это – два тома в переплете из красного сафьяна с российской княжеской короной и следом от вензеля «АФ». Открыв футляр, мы видим два отделения, подписанные: «Answered» («Отвеченные») и «Unanswered» («Неотвеченные»).
В своеобразную игру с «книгами» включались и мастера-мебельщики. Они создавали крупные обманки: шкафы, столы, кабинеты, которые украшались мозаикой или резьбой, имитирующей «объёмные» книги, бумаги, письменные принадлежности. Отличить подобные обманки от полок, заполненных настоящими томами, очень сложно. Только вглядевшись, можно заметить «подвох» (петли или замочные скважины).
Взгляните на этот книжный шкаф: под стекло вместо привычной тафты, защищающей книги от действия света, помещены специально изготовленные корешки, имитирующие французские издания XIX века, энциклопедии, путешествия, романы Жорж Санд и Виктора Гюго. Еще любопытнее тот факт, что изначально эти створки-обманки были настоящими дверьми в одной из зимнедворских библиотек. Обратите внимание на сохранившиеся ручки, напоминающие дверные, и крупные дверные петли. Позже, добавив цоколь и стенки, их превратили в книжные шкафы.
Как всегда, мы предлагаем вам загадку: на какой из этих иллюстраций обманка, а на какой настоящая книга, а может настоящей книги здесь вовсе нет?