Найти тему
Государственный Эрмитаж

«Не верь глазам своим». Обманки в искусстве

Оглавление

Дорогие друзья! Мы продолжаем рубрику «Не верь глазам своим» и снова ищем обманки в искусстве. Фраза «Не верь глазам своим» – это часть афоризма Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтёшь надпись „буйвол“, – не верь глазам своим».

Обманки в искусстве – это иллюзорные изображения, настолько виртуозно поданные зрителю, что он принимает их за реальность. Обманки играют с восприятием смотрящего, заставляя плоское казаться объёмным, близкое – далёким, а неживое – живым. В этом «обмане» есть одна важная особенность – его можно раскрыть, стоит лишь присмотреться.

Как мы выяснили в предыдущих статьях рубрики «Не верь глазам своим», довольно часто обманки становились частью сервировки стола. Еще одной «средой обитания» обманок были библиотеки и кабинеты, там среди многочисленных томов ожидали своего разоблачения книги-обманки. Лаконичность формы, возможность варьировать размеры и помещать на них изображения или надписи – всё это стимулировало творчество мастеров.

К наиболее ранним образцам, имитирующим книжные переплеты, относятся произведения итальянской майолики эпохи Возрождения. В собрании Эрмитажа хранится фляга XV века в форме томика Петрарки, а также предназначенная для перьев подставка в виде книги, созданная в XVI столетии.

Подставка для перьев в виде книги. Северная Италия, XVI век
Подставка для перьев в виде книги. Северная Италия, XVI век

Большую популярность книги-обманки получили в России и Европе в XVIII – XIX веках, они изготавливались из дерева или картона и использовались в первую очередь как шкатулки. Примером ранней книги-обманки может послужить деревянная шкатулка, изготовленная вятскими мастерами в 1731 году и украшенная инкрустацией чёрным деревом и перламутром.

Шкатулка в виде книги. Россия, 1731 год
Шкатулка в виде книги. Россия, 1731 год
Шкатулка в виде книги. Россия, 1731 год
Шкатулка в виде книги. Россия, 1731 год

XVIII веком датируется созданная мастерами из Западной Европы готовальня – набор чертёжных инструментов.

Готовальня. Западная Европа, XVIII век
Готовальня. Западная Европа, XVIII век

Книги-обманки могли быть и совсем небольшого размера. Например, в коллекции Эрмитажа хранится табакерка в виде книги с портретом императора Наполеона I, её длина менее восьми сантиметров, а высота – менее двух!

Табакерка в виде книги с портретом императора Наполеона I. Франция, первая четверть XIX века
Табакерка в виде книги с портретом императора Наполеона I. Франция, первая четверть XIX века

Ещё одна карманная книжечка – на самом деле кошелёк! Он изготовлен из картона, обтянутого лиловым бархатом, внутри – пять отделений для монет из лилового атласа, а накладки и застёжка выполнены из позолоченной латуни.

Кошелёк в виде книги. Западная Европа, третья четверть XIX века
Кошелёк в виде книги. Западная Европа, третья четверть XIX века

Довольно часто форму книги приобретали пресс-папье (фр. press-papier, от press – нажимать и papier – бумага) – тяжелые предметы, которыми придавливали лежащие на столе бумаги. Довольно долго пресс-папье были неотъемлемым предметом на письменном столе, они могли приобретать самые разные формы. Пресс-папье в виде книги кажется вполне логичным вариантом, достаточно вспомнить, что и сегодня мы часто придавливаем бумаги книгой.

Пресс-папье. Россия, XIX век
Пресс-папье. Россия, XIX век

Придать красоту утилитарным предметам, а также защитить их от поломки – естественное желание. Примером решения подобных задач может послужить футляр для счёт в виде альбома, созданный в XIX веке в России.

Счеты в коробке в виде альбома. Россия (?), 1830-1840-е годы
Счеты в коробке в виде альбома. Россия (?), 1830-1840-е годы
Счёты в коробке в виде альбома. Россия (?), 1830-1840-е годы
Счёты в коробке в виде альбома. Россия (?), 1830-1840-е годы

Не менее роскошной выглядит «книжка», украшенная тиснением по коже, вышивкой шёлком и позолоченным обрезом. А хранились в этом футляре спички!

Спичечница в виде книги. Франция (?), середина XIX века
Спичечница в виде книги. Франция (?), середина XIX века

Как мы видим, хранить в книгах-футлярах можно абсолютно разные вещи, но, кажется, самым естественным их содержимым являлись письма. Вот, коробочка для писем, созданная в Англии на рубеже XIX–XX веков. В закрытом виде это – два тома в переплете из красного сафьяна с российской княжеской короной и следом от вензеля «АФ». Открыв футляр, мы видим два отделения, подписанные: «Answered» («Отвеченные») и «Unanswered» («Неотвеченные»).

Коробка для писем в виде двух книг. Англия, конец XIX – начало XX века
Коробка для писем в виде двух книг. Англия, конец XIX – начало XX века
Коробка для писем в виде двух книг. Англия, конец XIX – начало XX века
Коробка для писем в виде двух книг. Англия, конец XIX – начало XX века

В своеобразную игру с «книгами» включались и мастера-мебельщики. Они создавали крупные обманки: шкафы, столы, кабинеты, которые украшались мозаикой или резьбой, имитирующей «объёмные» книги, бумаги, письменные принадлежности. Отличить подобные обманки от полок, заполненных настоящими томами, очень сложно. Только вглядевшись, можно заметить «подвох» (петли или замочные скважины).

Взгляните на этот книжный шкаф: под стекло вместо привычной тафты, защищающей книги от действия света, помещены специально изготовленные корешки, имитирующие французские издания XIX века, энциклопедии, путешествия, романы Жорж Санд и Виктора Гюго. Еще любопытнее тот факт, что изначально эти створки-обманки были настоящими дверьми в одной из зимнедворских библиотек. Обратите внимание на сохранившиеся ручки, напоминающие дверные, и крупные дверные петли. Позже, добавив цоколь и стенки, их превратили в книжные шкафы.

Шкаф книжный. Россия, вторая треть XIX века
Шкаф книжный. Россия, вторая треть XIX века

Как всегда, мы предлагаем вам загадку: на какой из этих иллюстраций обманка, а на какой настоящая книга, а может настоящей книги здесь вовсе нет?

Ждем ваших ответов в комментариях!