Найти тему
ПоУшиВКино

Цветовая палитра в кино: важный этап в разработке фильма

Колор-код сатирического научно-фантастического фильма Don't Look Up (2021, режиссёр Адам Маккей). Учитывая подтекст фильма - грядущую гибель Планеты - в палитре используются цвета земли
Колор-код сатирического научно-фантастического фильма Don't Look Up (2021, режиссёр Адам Маккей). Учитывая подтекст фильма - грядущую гибель Планеты - в палитре используются цвета земли

Режиссёр использует теорию цвета для рассказа своей истории, потому что определённые оттенки на цветовом круге объединяются для создания визуальных эффектов. С помощью правильно подобранного цвета авторы воспроизводят временной период, расставляют эмоциональные акценты в сценах, задают настроение или вводят в заблуждение. Цветовая палитра – это полноправный инструмент для оператора и художника-постановщика в создании фильма.

Примеры:

Например, холодные, ненасыщенные цвета иллюстрируют состояние уныния, насыщенные зелёные и землистые тона – ощущение баланса и гармонии, яркие цвета тёплого конца спектра придают плану насыщенность и передают зрителю долю энергии. В фильме Мартина Скорсезе “Таксист” (Taxi Driver) активные красные оттенки символизируют насилие, которое сначала идёт как ощущение, а потом зрителю его демонстрируют открыто.

Примеры использования насыщенных цветов в "Таксисте", "Амели" и "Красоте по-американски":

Стивен Спилберг использовал диссонирующие цвета в "Списке Шиндлера" (Schindler's List) – это включение одного контрастирующего по цвету объекта (в его случае – девушка в красном пальто, в то время как фильм снят в чёрно-белом цвете).

"Список Шиндлера" (режиссёр Стивен Спилберг, 1993)
"Список Шиндлера" (режиссёр Стивен Спилберг, 1993)

Ещё примеры диссонирующих цветов (Color discordance):

“Дополнительные цвета” создают комфортные для глаза цветовые гармонии в кинопроизводстве, создавая приятный контраст без диссонанса. Например, красный и зелёный дополняют друг друга, так же как оранжевый и синий, жёлтый и фиолетовый. В фильмах Аки Каурисмяки “Гавр” и “По ту сторону надежды” серьёзные социальные темы беженцев оформлены этими сочетаниями цветов, смягчая остроту неожиданно жизнерадостной гаммой. Это идёт действительно на пользу фильму, потому что зрительно это воспринимается проще.

Аналогичные цвета располагаются рядом друг с другом на цветовом круге, например, красный и оранжевый, зелёный и синий. В зависимости от того, как они используются, аналогичные оттенки могут создавать безмятежность или гнетущее ощущение однообразия. У Дэвида Финчера цветовая палитра фильмов зачастую создана на аналогичных цветах. “Девушка с татуировкой дракона” окрашена как оттенки бежевый/коричневый (изучение истории семьи Хенрика Вангера) и бирюзово-синий/лазурь (Лисбет Саландер). В первом случае зритель погружается в прошлое, эти оттенки ассоциируются с памятью, архивные папки; во втором случае создаётся ощущение холодности, закрытости, отстранённости, особенно когда Лисбет появляется первый раз, она держит очень большую дистанцию между собой и собеседниками, что и подчёркивает её мизантропию.

В фильмах о супергероях используется высококонтрастная трёхцветная палитра (triadic color scheme). Триадная цветовая схема предполагает выбор трёх разных цветов и выделение их над всеми остальными. На самом деле эту схему используют и другие режиссёры. Чтобы увидеть, как эти же три цвета используются по-другому, обращаемся к Уэсу Андерсону. В своих фильмах цветовая палитра Андерсона экспериментировал и совершенствовал все цветовые схемы на протяжении всей своей творческой деятельности. В своём дебютном полнометражном фильме "Бутылочная ракета" (Bottle Rocket) Андерсон использовал триадную цветовую гамму. Это – смелые, насыщенные цвета (красный, жёлтый, синий).

А вот и супергерои. В фильме Энга Ли "Невероятный Халк" (Incredible Hulk) использовалась триадная цветовая комбинация из зелёного, фиолетового и оранжевого. Зелёный цвет кожи Халка, фиолетовый цвет его штанов и оранжевый цвет пустынной скалы составляют триадную гармонию, в которой цвета реальной жизни сочетаются с визуальными эффектами комиксов.

***

У меня есть и обычные разборы на некоторые фильмы, указанные в статье:

a_sundra - Рецензия на фильм: Гавр