Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Как читать «Очарованного странника» Лескова. Праведники Лескова

«Очарованный странник» — повесть российского писателя, публициста и критика Николая Лескова. Мы попросили заслуженного учителя города Москвы, эксперта ЕГЭ по литературе, учителя русского языка и литературы «Школы Глория» Ольгу Надеждину рассказать, на какие детали в этом произведении стоит обратить внимание, чтобы действительно понять, кто такой Иван Флягин и чем он оказывается очарован.

О том, какую роль играет имя героя, читайте здесь, о начале его пути — здесь, о жизни в татарском плену — здесь, а о службе на Кавказе — здесь.

Станислав Косенков. Мастера (фрагмент). Из иллюстраций к книге Николая Лескова «Избранное» по рассказу «Левша». 1970-е. Тульский областной художественный музей, Тула
Станислав Косенков. Мастера (фрагмент). Из иллюстраций к книге Николая Лескова «Избранное» по рассказу «Левша». 1970-е. Тульский областной художественный музей, Тула

Повесть «Очарованный странник» входит в цикл о «русских праведниках» Николая Лескова. В него также включают «Кадетский монастырь», «Несмертельного Голована», «Левшу» и другие произведения. Праведниками, согласно Полному православному богословскому энциклопедическому словарю, называют святых, «пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни», а также «лица местночтимые, как святые, но еще не канонизированные церковью».

О своем интересе к героям-праведникам Лесков писал в предисловии к повести «Однодум», которая и положила начало этому циклу. Он привел отрывок своего разговора с писателем Алексеем Писемским:

— Может быть, — отвечал, совсем обозлясь, умирающий, — но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу…
Как, — думал я, — неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, — одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одною дрянью, которая живет в моей и в твоей душе, мой читатель? <…>
Мне это было и ужасно и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния».
Станислав Косенков. Укрощение (фрагмент). Из иллюстраций к книге Николая Лескова «Избранное» по повести «Очарованный странник». 1970-е. Тульский областной художественный музей, Тула
Станислав Косенков. Укрощение (фрагмент). Из иллюстраций к книге Николая Лескова «Избранное» по повести «Очарованный странник». 1970-е. Тульский областной художественный музей, Тула

Так почему в финале повести Лесков утверждает праведность Ивана Флягина? Даже несмотря на то, что он далеко не безгрешен, а его жизненный путь долгое время идет вопреки высшему предназначению.

Дело в том, что праведники в творчестве Лескова — это изначально самые обычные люди. Неидеальные, оступающиеся, совершающие ошибки — а бывает, и преступления, — далекие от нравственного, а тем более христианского идеала. Их путь к праведности лежит через многочисленные испытания, через муки, через грех и страстное желание его искупления. Именно об этой черте «восхождения» к праведности писал религиозный философ и литературный критик Василий Розанов:

…Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворенности вообще не достигаются без некоторых «падений», вечное оплакивание подлинными и удостоверенными «праведниками» «грехов своих» — не есть только присказка и не есть уничижение «паче гордости», а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, «братскому» в грехе.
Станислав Косенков. Иллюстрация к рассказу Николая Лескова «Несмертельный Голован» (фрагмент). 1983. Липецкий областной художественный музей, Липецк
Станислав Косенков. Иллюстрация к рассказу Николая Лескова «Несмертельный Голован» (фрагмент). 1983. Липецкий областной художественный музей, Липецк

Но, несмотря ни на что, в Иване Флягине и других героях Лескова есть то, что «возвышается над чертой простой нравственности и потому «свято Господу». То, что позволяет выстоять и «граду», и «целой земле» в самых жестоких испытаниях.

Беседовала Екатерина Тарасова