Найти тему
Америка глазами учителя

Какое поведение за столом сильно обижает американцев?

Чавканье? Нет. Неумение пользоваться одновременно и вилкой, и ножом? Нет. Вытирание лица рукой, а не салфеткой? Тоже нет. Все эти условности американцам до лампочки. В их присутствии можно запросто подтолкнуть остатки еды себе на вилку не ножом, а пальцем. Обижаются американцы на своих сотрапезников обычно за другое.

И так каждый день во многих американских семьях.
И так каждый день во многих американских семьях.

Сразу говорю, что под американцами я подразумеваю христиан-протестантов и тех людей, которых воспитали или вдохновили протестанты. Сразу соглашусь, что количество протестантов в США сильно сократилось в пользу католиков, православных, мусульман, а также атеистов и агностиков, поэтому моя статья через несколько лет окажется вообще неактуальной, и американцы нового пошива будут обижаться за столом на что-нибудь другое.

Пока же миллионы протестантов в США собираются вечером за столом не только чтобы поесть. Почему вечером, а не днём или утром? Потому что утром все торопятся на учёбу или на работу, а днём - само собой - уже на учёбе или на работе. Вечером же вся протестантская семья садится за стол ради Last Supper.

Очень известная картина американского художника Нормана Рокуэлла под названием "Saying Grace" 1951 года.
Очень известная картина американского художника Нормана Рокуэлла под названием "Saying Grace" 1951 года.

По-русски last supper - это не просто последний ужин, а тайная вечеря. Для многих протестантов, выросших без православных или католических обрядов, стол для ужина (dinner table) - своего рода алтарь, за которым собираются близкие друг другу христиане. Вокруг этого алтаря они делятся пережитым за день и делят друг с другом хлебом в прямом и переносном смысле.

Breaking bread - так называют американские протестанты совместную трапезу в память о последнем ужине, когда Христос тоже преломлял хлеб со своими близкими людьми и делился с ними сокровенным. Когда реформаторы XVI века избавились от большинства католических таинств, таинство последней вечери (Евхаристии) они всё-таки оставили.

"Ужин на День Благодарения" Нормана Рокуэлла 1943 года.
"Ужин на День Благодарения" Нормана Рокуэлла 1943 года.

Конечно, протестантское причастие проходит в церквях, но о нём вспоминают и каждый вечер за ужином. Обычно ужин начинается с молитвы, произнесённой главой семьи. Иногда даже зачитывают Библию перед ужином, если кому-то вспомнился тот или иной отрывок на животрепещущую тему. Ужин - это зачастую единственное время за весь день, когда вся семья может собраться вместе, и протестанты проводят его с пользой.

Человек, не посвящённый во все эти тонкости, поест с американцем и встанет из-за стола, тогда как американец по старой привычке настроится на застольную беседу. Без выпивки и песен, а просто пообщаться по душам. Как говорят американцы, just to visit with one another. Поэтому когда новый товарищ поел и побежал, его могут не так понять, мол, что это за фокус такой? Важный протокол нарушен.

Тоже Норман Рокуэлл и тоже молитва перед едой. Отец Нормана был пресвитерианцем, а мать - англиканкой, то есть оба были протестантами.
Тоже Норман Рокуэлл и тоже молитва перед едой. Отец Нормана был пресвитерианцем, а мать - англиканкой, то есть оба были протестантами.

Много лет уже прошло, а я до сих пор помню тот день, когда я с другом пошёл перекусить. Первый день магистратуры. Бостон. Всё новое. И друзья новые, один из которых оказался родом из Монтаны из обычной протестантской семьи. Сидим мы с ним, обедаем по-мексикански, разговариваем, и вдруг я замечаю (с какой стати, уже и не помню), что друг мой ест вдруг медленнее, потому что моя тарелка ещё полная.

Видимо, такой синхронизации учат американских детей за столом, чтобы никто других не торопил и чтобы другие не чувствовали себя неловко. Может, никто никого и не учит, а просто ведёт себя именно так за столом, а не иначе. У кого нет такого навыка, доведённого до автоматизма, тот может ненароком обидеть американцев и не воспользоваться прекрасным поводом узнать их получше.

Ещё одна картина Нормана Рокуэлла из серии американских свобод. "Свобода вероисповедания" 1943 года.
Ещё одна картина Нормана Рокуэлла из серии американских свобод. "Свобода вероисповедания" 1943 года.
Норман Роквелл как американский Василий Поленов?
Америка глазами учителя14 февраля 2020
Где центр американских протестантских церквей?
Америка глазами учителя10 декабря 2019

Спасибо, что дочитали статью до конца. Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал. Если есть желание (и возможность) поддержать канал, жмите сюда. До новых встреч!

Перепечатка статьи или её фрагментов должна сопровождаться ссылкой на этот материал, а не просто упоминанием моего канала. Заранее благодарю за уважение чужого авторского права.