Вереница туристических автобусов проследовала мимо Египетских ворот в сторону Царского Села, а мы свернули налево.
Было около полудня, на дорожке никого, пели птицы, роса на траве, воздух чист и свеж – такова увертюра Павловского парка, его неповторимого ландшафта, беседок, Большого дворца и аллей.
Сразу направились к Храму Дружбы. #Храм не изменился и мое негромкое «Ауу» внутри постройки рассыпалось в подкупольном пространстве. Не зря павильон служил не только залом для завтраков, но и для концертов.
Храм Дружбы посвятили Екатерине II, и ее статуя в образе Миневры встречала при входе. Мало что сохранилось, но одно из первых творений Камерона по-прежнему притягательно. Место выбрано идеально, - излучина реки Славянки, которую облюбовали утки с утятами, кубышки и мелкие рыбки. Здесь время остановилось и залюбовалось классическим пейзажем.
На плацу перед дворцом было уже многолюднее. Памятник Павлу закрыт на реставрацию, с тележек активно продавали кофе и фрэнч-доги. От посещения дворца решено было отказаться и посвятить день парку.
Большая каменная лестница построена #Бренна на естественном склоне, ее уступы украшены двумя парами «нестандартных» львов. Ветер касался цветов в чугунных вазонах на смотровой площадке, принося воспоминания и приглашая следовать дальше.
Ландшафт использован виртуозно, все находится в гармонии с природой. Парк создавался на рубеже 18-19 веков одновременно со строительством Большого дворца. Его совершенствовали и благоустраивали Камерон, Бренна, Воронихин, Росси, дополняя и подчеркивая друг друга.
По лучшему пейзажному парку Европы мы шли неспешно, тепло августа спокойно, все утопает в зелени, утки ходят по дорожкам, белки берут корм из рук, люди расслаблены. Тростник, рогоз, таволга, незабудки, каких только растений не встретишь по берегам водоемов.
Здесь нет случайностей, если присмотреться, то можно увидеть некую закономерность. Деревья подобраны так, что с наступлением осени они станут разными: трепетные березы, медные дубы, яркие клены оттеняют вечнозеленые ели и сосны.
Покружившись около Холодной бани, и поленившись вернуться к дворцу за билетами, задержались у мостика с кентаврами. Революция и ВОВ не пoщaдuлu мостик Бренна, а восстановленные копии кентавров из эпокситной смолы и каменной крошки разрушились быстро.
Около 10 лет назад было изготовлено четыре мраморных реплики, а мост украсили кентавры из искусственного мрамора. Скульптуры выразительны, молодой #кентавр весел, бородатый переживает о чем-то. Надо полагать, что оригинальные копии скульптур мы видели за стеклом Птичника.
Вольерный участок парка устраивался рядом с дворцом как «сад с играми», где соорудили лабиринт, разбили цветник и площадку для игр. Этому уголку парка повезло, многое сохранилось без изменений. У Вольера много цветов, так же на островке пруда стыдливо и гордо стоит #скульптура Венеры.
Выбравшись из лабиринта, оказалась за спиной Марии Федоровны, точнее у павильона #Росси. Уютная замкнутость пространства дошла до наших дней. Памятник Марии Федоровне установлен незадолго до революции. Точеное лица вдовствующей императрицы равнозначно ликам греческих богов, загадочно и безупречно.
Купольное пространство над ротондой покрыто кессонами с розетками, что придает торжественность всему сооружению и напоминает о любимых цветах Марии Федоровны.
Когда-то зимой мы ездили в #Павловск еженедельно и целый день катались на лыжах. Снега было много, парк был безлюден и тих, не до совершенства и множества форм было, а жаль.
Какое было удовольствие, перейдя Олений #мост, свернуть в тенистую аллею и присев на скамейку для короткого отдыха пить чай из термоса.
У меня cжaлocь сердце, как только мы подошли к ограде довольно неаккуратно покрашенной белой краской. Купив билет и потоптавшись у входа, вошла в Розовый #павильон.
В начале 19 века дачный участок первого коменданта Павловска П.И. Багратиона приобрела Мария Федоровна и поручила строительство павильона Воронихину. По замыслу императрицы сооружение должно было стать царством роз, которые она так любила. На фронтоне классического здания появилась надпись на французском языке: «Павильон роз», эти цветы были всюду, украшали сад и интерьер.
После революции павильон служил музеем и лекторием, был восстановлен в 90-е. Кого только не видели его стены, это Жуковский и Карамзин, Крылов и Тургенев, Гнедич…Зданию нужна реставрация, со стен слезает краска, полы вытерлись, все тихо шепчет о благородной бедности.
В стенах сооружения открыта #выставка работ художника Андрея Синицы. Работники музея старались скрасить посещение павильона. Везде заботливо расставлены цветы, поставлены стенды с информацией, тщательно оформлена выставка А. Синицы, для которого Павловск был родным городом.
По танцевальному залу я ходила одна. Откуда-то появилось чувство досады, ведь именно в этой пристройке проходило единственное в России торжественное чествование освободителя Европы - Александра I.
Аллегории победы и славы, декор #Гонзаго, грандиозный бал в честь победы над Наполеоном – поблекли за два столетия, и только розы, за которыми с любовью ухаживают садовники Павловска, все знают и помнят.
Спасибо, что прочитали!