Впервые этот Миф появился в "Деяниях Петра Великого" надворного советника и по совместительству первого историка о Петре Великом И.И. Голикова: "26 же числа Сентября прибыл Монарх под Нотенбург, и в ожидании войска, приказал занять под оное место и начать делать шанцы. 27 числа прибыло Ладожским озером и остальное войско на 50 судах, которое на пути прогнало неприятельские такие же суда к Выборгу и заняла приуготовленный Монархом лагерь; а суда оные повелел Его Величество через лес, на расстояние полумили перетащить в реку Неву, что того ж числа и исполнено*". Далее стоит сноска Голикова: "*Феофан в Истории Государевой, стр. 46. А сие деласть вероятным и предупомянутое свидетельство Летописи о перетащении двух яхт, ибо сей Великий Государь не знал, что то есть невозможность" (И.И. Голиков. "Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам." Издание второе. Т. 3, стр. 60. Типография Николая Степанова. 1837.).
Так одну небылицу прикрыли ссылкой на другую небылицу за авторством некоего Феофана (труд его утерян), и находчивый Голиков поведал нам невероятную вещь: что Пётр очень любил не плавать на кораблях, а перетаскивать их по суше. И уж коли под Ноттебургом он это сумел сделать, следовательно и сказки Феофана о доставке двух яхт под Орешек-Ноттебург вовсе не сказки, ибо нет ничего не возможного для этого Монарха.
Наглость, с которой Голиков начал внедрять в умы официальную кривду о Петре I поражала тогда многих историков. Само собой разумеется, в середине 18 века Голиков не мог выдумать всё с белого листа, пришлось до неузнаваемости переделывать некие реальные события Петровской поры. Но для штурма крепости Ноттебург на Ореховом острове совсем не требуется перетаскивать лодки по суше вниз по течению Невы. Зачем?
Дабы потом на этих лодках идти на штурм крепости против течения на три самые мощные башни Ноттебурга? Можно было спокойно подплыть с южной, абсолютно незащищённой стороны крепости, обращённой на Ладожское озеро голой стеной. Да и каким образом на этих лодках Пётр смог между делом прогнать до Выборга шведские суда? Ещё до взятия Ноттебурга-Орешка?
Для любого здравомыслящего человека эта "история" покажется сказочной, ибо при всех фантазиях Голикова пройти шведскую Неву, Финский залив и победоносно дойти до Выборга Пётр на лодках не мог физически. Тем более справиться с отличным на тот момент шведским морским флотом. Но первая морская Виктория под Выборгом была, её многие помнили - вот и пришлось Голикову перетаскивать лодки вокруг не взятого на тот момент Орешка по суше и отправлять Петра в самое сказочное путешествие в истории... Хотя, в ещё более сказочное морское путешествие по суше Голиков отправит нашего Петра чуть позже, с лёгкой руки Феофана.
Мы уже знаем, что Пётр прибыл в Финский залив вовсе не по Неве, а из Балтики, в составе огромного флота. После закрепления на острове Котлине первым делом надо было обезопасить себя с моря и справиться со шведским флотом. Так, весной 1694 году, был совершён Первый поход Петра к Выборгу, который отразится во многих более поздних фантомных легендах, в том числе и об изгнании шведов от Орешка до Выборга на лодках. Поход к Выборгу ознаменовал для Петра первую и очень важную морскую Викторию, поэтому просто так стереть эти события из памяти было не возможно. Вот и пришлось фантазировать про некий поход на лодках от Орешка до Выборга, когда Капитан Михайлов все шведские корабли одними усами своими распугал...
В 1694 году Петровская эскадра действительно очистила Балтику от шведского флота, нанеся неожиданный удар по шведской морской базе в Выборге. Этот поход отразился в Традиционнй истории как "Ледовый поход Балтийского флота 1710 года к Выборгу". Даже в самом названии этого мифа отражён весь абсурд предлагаемого действа. Ну, хотя бы потому, что по льду корабли не плавают.
Существует две противоречащие себе легенды этого славного мероприятия. Первая. Якобы в апреле 1710 года огромный русский флот спустился вниз по Неве и подошёл к Кроншлоту. Командовал сим мероприятием вице-адмирал Корнелий Крюйс. Петра среди адмиралов в этом походе видно не было, поэтому историки придумали всю ту же примитивную легенду, якобы Пётр опять решил принять псевдоним Петра Михайлова и строго настрого запретил именовать себя царём. И это через 13 лет после Офицального Великого Посольства и спустя год после Полтавы! Такой вот скромный царь, вспомнил прозвище из молодости...
Но в начале мая в районе Берёзовых островов путь к Выборгу преградили невиданные льдины и пройти к городу на больших судах было невозможно. Борясь со льдами, как челюскинцы, Петровские фрегаты тонули и сбрасывали на лёд снаряжение. К Выборгу удалось пройти только галерному флоту во главе с Пётром Михайловым. А как пройти к Выборгу под прицелом шведских батарей, закрывающих гавань? Якобы и тут наш неутомимый царь применил хитрость: поднял над кораблями шведские флаги, и вражеские батареи пропустили эскадру прямо у себя под носом. Там русские войска спокойно разгрузились и степенно приступили к осаде города. Когда шведы спохватились, то было уже поздно. Осада, продолжавшаяся до 13 июня, увенчалась успехом и ознаменовала собой Первую Викторию Морского Флота Петра I.
Очевидно, что перед нами сказочная история. Почему поход назван "Ледовым"? Ах да, в мае Пётр встретил в Финском заливе арктические льды - потому и "Ледовый". Но зачем Пётр отправился в столь важный поход, когда в финском заливе лёд? Подожди две недели и плыви спокойно со всей эскадрой до Выборга. Да и почему в Финском заливе до острова Котлин ни единой льдинки не наблюдалось, а на подступах к Выборгской гавани вдруг такие ледяные торосы?
Один абсурд на другой. Да и зачем вообще плыть морем, рискуя напороться на шведский флот? По суше с песнями и не спеша можно спокойно дойти и осадить крепость, тем более после Нарвы опыт имелся. Именно так, с суши, в том же 1710 году будут взяты портовые города Рига, Ревель и Кексгольм. Использование морского флота в данных мероприятиях почему-то полностью игнорировалось. Так куда же делся тот огромный флот, с которым Пётр вышел на штурм Выборга от Кроншлота, якобы в мае 1710 года?
Давайте разберём вторую легенду той Виктории. Согласно ей поход к Выборгу начался по льду Финского залива ещё в марте 1710 года. 2 марта Ф. М. Апраксин получил указ атаковать Выборг и 16 марта выступил в направлении Выборга. Для выбора этого маршрута имели значение прежде всего условия местности на Карельском перешейке. Сильно пересеченная местность, обилие озер, протоков, болот, камней делали дорогу по суше более трудной. Тем более лёд нивелировал преимущество шведов во флоте. Экспедиционный корпус Апраксина успешно достиг Выборга и 21 марта начал осаду.
В "Реляции о взятии Выборга" дано следующее описание завершения похода осадного корпуса: "Господин адмирал-генерал граф Апраксин с выборными ротами, с четырьмя драгунскими и с несколькими пехотными полками, которая пехота наперед при кавалерии отправлена была под командою бригадира Чернышева, пришел к помянутой крепости в 21 день. А в 22 день марта пришла к Выборху и достальная вся пехота, которая была под командами двух генералов-майоров Брюса и Беркгольца" (Книга Марсова или воинских дел. СПб., 1766.). Долгая трёхмесячная осада завершилась штурмом западной городской стены и полной победой. Но... причём тут Первая Морская Виктория Петра I?
Вид осады крепости Выборг 13 Июня 1710 ГОДА. Иллюстрация «Книги Марсовой» А.-М. Малэ (2-е издание). По собственному рисунку. Оттиск второй половины XVIII века
Офорт, резец. 523х657; 265х365 мм. Бумага голландская с водяным знаком фабрики C&I Honig Внизу справа: Рисовалъ ї ГрыдоровалАлеξѣи Ростовцовъ. 1715
Происхождение: cобрание Д.А. Ровинского (Санкт-Петербург); Румянцевский музей (с 1898); в ГМИИ с 1924
Взгляните на гравюру " Вид осады осады крепости Выборг 13 Июня 1710 года" (1715):
Штурм происходит с суши. Ни одного корабля на гравюре нет. Выборг был взят сухопутным корпусом Апраксина после трёхмесячной осады. Очевидно, что именно вторая легенда о взятии Выборга в 1710 году соответствует истине. Это был поход по льду Финского залива, потому и "Ледовый поход". Огромный флот Петра Великого и первая легенда с его участием в событиях под Выборгом в 1710 году есть миф, обычная сказка.
В действительности огромный флот Петра I после высадки первых частей Петровских войск на острове Котлин (осенью 1693 года) был вынужден следующей весной совершить поход к Выборгу. Шведские корабли беспокоили авангардные позиции Петра на Балтике и в мае 1694 года проблема присутствия шведского флота была решена решительным ударом Петровской армады по главной базе шведского флота в Финском заливе. Тем самым высадка армий и строительство первых крепостей Кроншлота и Ораниенбаума были обезопасенны с моря.
Вот почему "Выборгской" эскадрой командовал адмирал Корнелий Крюйс, тот самый, который во время Великого Посольства отправился в составе эскадры "Крюйсова набора" к берегам Балтики. В бумагах Петра I имеется очень ингтересное письмо вице-адмирала Крюйса от 19 апреля: «...Да благоволит Всемогущий благовоспоспешествовать предбудущему походу войска вашего величества как водою, так и сухим путем, дабы стандарт мог быть совершен и распущен с Невских башен и бастионов и тем приведен в совершенство» (Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. 2, стр. 436. СПб., 1898). Это о каком таком водном походе в апреле 1703 года пишет Крюйс??? Он в этом году был в Амстердаме и ни о каких морских походах и не думал. Да и едва ли голландский адмирал мог быть в курсе планов Петра о походе на Ниеншанц. Другое дело, если он находится в составе зафрактованной Петром эскадры и желает себе и Петру удачи в предстоящей кампании.
Под Выборгом силами объединённого англо-голландского флота была одержана Первая морская победа Петра I. Первый Романов помнил об этом всю жизнь, и историкам пришлось сильно потрудиться, дабы замазать это опасное пятно слоем фальсификата. Со временем, когда Пётр умер, решили связать эту баталию с Северной войной, и нелепо привязали к реальному взятию Выборга сухопутным корпусом Апраксина. Так к ледовому походу добавили гигантскую эскадру, плывущую сквозь льды Финского залива. Получилось нелепо, но более-менее приемлемо.
Но, к сожалению для романовских историков, сохранилась гравюра о той славной Виктории. Вернее даже не о Виктории, а и того хуже. На гравюре был запечатлён полный состав флота, участвовавшего в Выборгской операции. Это гравюра Питера Пикарта "Боевые порядки Русского флота на пути к Выборгу в мае 1710 года"
П. Пикарт. БОЕВЫЕ ПОРЯДКИ РУССКОГО ФЛОТА НА ПУТИ К ВЫБОРГУ В МАЕ 1710 ГОДА. 1711 (?).Бумага голландская с водяным знаком фабрики C&I Honig. Происхождение: cобрание Д.А. Ровинского (Санкт-Петербург); Румянцевский музей (с 1898); в ГМИИ с 1924
Этот единичный экземпляр оттиска гравюры был обнаружен в собрании Д.А. Ровинского и с 1924 года хранится в ГМИИ. Но даже там в аннотации к гравюре у предполагаемой даты стоит знак вопроса, ибо её на гравюре нет. Более того, картуш явно подправлен и даты вылезают за габарит самого текста. Сама надпись сделана с ошибками даже в слове "Царь". У каждого корабля имеется порядковый номер, а сноски на названия кораблей в картуше нет, что попросту абсурдно и является прямым свидетельством грубой правки оттиска гравюры, у которой отрезали нижний картуш.
П. Пикарт. Боевые порядки русского флота на пути к Выборгу в мае1710 года (Фрагмент)
Взгляните на увеличенный фрагмент гравюры. На ней изображено не менее 30 крупных морских кораблей, некоторые из которых являются линейными кораблями. Такого флота не было у Петра ни в 1710 году, ни в 1724, никогда. Не было такого мощного флота ни у Елизаветы, ни у Екатерины II. Даже в знаменитой битве Ф.Ф.Ушакова у Фидониси русский флот насчитывал 2 линейных корабля и 10 фрегатов. Поэтому говорить, что перед нами флот, спешно построенный на только что возведённой Санкт-Петербургской верфи не приходится. Там Пётр строил в основном крупные плоскодонные галеры. Морские парусные корабли не могли выйти в море из Санкт-Петербурга по причине многокилометрового Невского бара на дне залива. Более того, такой флот просто негде было держать зимой. На доках Санкт-Петербургской верфи банально не хватит места, а у острова Котлин крупные морские корабли зимовать не могли, ибо попросту вмерзали в дно и разрушались под воздействием льда. Только с 1710 года в Кронштадте начнут копать глубоководные доки и каналы к ним от акватории Кроншлота. Работы будут завершены к 1715 году, а до этого ни о каком содержании столь крупного флота морских кораблей на Балтике не было и речи. Да и самих таких кораблей ещё у Петра не было.
Как мы подробно говорили в предыдущей главе, для ведения военной компании Пётр I зафрахтовал в Европе огромный морской флот. Такое впечатление, что гравюра делалась по спискам Корба,( о них мы говорили ранее) в которых он указал полный список флота Петра I на 1697 год (см. предыдущую главу). И всё встаёт на свои места. Когда к 1699 году Пётр утвердится у власти, флот навсегда покинет берега Балтики и вернётся к прежним хозяевам. Вот тогда и начнётся реальная история Русского флота с маленьких шняв и галер...
Пётр прибыл в покорённый город со стороны Финского залива в составе огромного войска на лодках! Читаем сказочный Жюрнал Макарова, правленый якобы самим Петром I:«{В 28 день в вечеру Государь, яко Капитан бомбардирский, с 7 ротами гвардии, в том числе с 4 Преображенскими, да с 3 Семеновскими управяся, поехал водою в 60 лодках мимо города для осматривания Невского устья} и для занятия оного от прихода неприятельского с моря» (Журнал или Поденная записка Блаженной и Вечнодостойной памяти государя императора Петра Великого с 1698 года, даже до заключения Нейштадтского мира. СПб., 1770. cтр. 62–63). Этот факт тоже в рамках Трпадиционной истории довольно смешон.
Согласно ей Пётр во время штурма прокатился в Финский залив, погонял там шведские шхуны и затем вернулся со стороны моря на новой яхте к только что случившейся Виктории. Ну, как Вы понимаете, всё было намного прозаичнее. Семь гвардейских рот, приплывших с островов к Ниеншанцу - это тот самый корпус, который переправился с западного берега Невы по островам. Непосредственно в штурмующем Ореховец войске Петра действительно не было.
Как только он получил радостные известия о первой сухопутной победе в Финском заливе, он отправился от реального Шлиссельбурга - Кроншлота принимать победу на одной из своих яхт. А вот по Традиционной истории получается очередная нелепость. Пётр отправился покататься на лодках по вражескому Финскому заливу, где стояли шведские шкуны и шнявы, а острова дельты были полны шведских войск. Так не бывает, ибо царь мог нелепо погибнуть, попасть в плен, утонуть. И ни на какие дурачества царя это безумие не списать.
Исторический клуб(istclub.ru) Google Play-Электронные книги-Запретная История России Александр Касаткин "Крушение Империи Русских Царей в 1676-1700 гг." Части 1 и 2 до 1694 года. Глава 16. "Как Петр Орешек расколол".
Подписывайтесь на канал, комментируйте, впереди у нас ещё много нового, интересного и неожиданного.
А впереди у нас ещё один миф "Штурм крепости Орешек-Ноттебург"