Найти тему

"Какой хороший мальчик!"

Так можно сказать о героях обеих прочитанных мною историй.

Возможно, не все так скажут. Вероятно, до определённого момента, до какой-либо неоднозначной ситуации.

Никогда бы не подумала, что объединю эти две книги в один обзор! Но так получилось, что читала я их друг за другом: кое-какие параллели так и напрашивались.

Судите сами!

1) Михаил, 15 лет, спортсмен, увлечён историей, особенно много читает о Второй Мировой войне, будущее связывает именно с историей. Отец умер два года назад, у Миши есть родной брат - 3-х летний Ромка, к которому он очень трогательно относится. Маме помогает в меру своих сил. Не плачет никогда и не только потому, что "мужчины не плачут", но вот как-то так пошло с самого раннего детства.

2) Степан Глазов, 14 лет, учится в 7 классе. Родители в разводе, живёт с мамой, с отцом видится, но без особого рвения.

Он был удивительно уравновешенным для своих лет, основательным и спокойным, ему хорошо давались точные науки, но и остальные предметы ничуть его не затрудняли, его хвалили и историк, и учительница русского-литературы, и даже въедливая географичка. Не был Степан ни хулиганом, ни ботаником, при случае умел настоять на своём и обосновать собственную точку зрения, ни с кем в школе не конфликтовал, но и закадычных друзей у него не водилось (но уж это время такое, школьная дружба не разлей вода сейчас редкость).

Что должно произойти, чтобы такая вот положительная характеристика перестала быть точной и верной? Да что угодно! Это могут быть и внешние обстоятельства, и внутренние причины.

События, произошедшие в жизни этих двух мальчишек, очень разные. Общее - одно: в характере проявится что-то новое, и это будет одним из шагов на пути к взрослению.

Светлана Волкова «В Петропавловске-Камчатском полночь», издательство "Нигма"
Светлана Волкова «В Петропавловске-Камчатском полночь», издательство "Нигма"

Завязка истории Миши (главный герой повести Светланы Волковой «В Петропавловске-Камчатском полночь»): получена телеграмма от дальних родственников, умер двоюродный дед. Мама не может отправиться на похороны, заболел младший сын, и Миша срочно вылетает на Камчатку. Тётушки настаивают на его приезде, ждут.

(Дальше немного странный момент: телеграмма пришла 2 января, 3 января Миша вылетел, тётушки телеграфировали «Похороны тянем. Ждём вас. Крайний срок пятое января». Миша собирается туда-обратно, пока ещё зимние каникулы. Прилетает и: «Поминки организовали на девятый день – сразу после посещения кладбища…» Если деда уже похоронили, к чему была такая спешка? Зачем в телеграмме про крайний срок?)

Постоянно упоминают про наследство, которое дед оставил Михаилу (не редкость в литературе, из недавнего вспомнила тетралогию Евгения Рудашевского), с этим и будет связана поездка парня на охотничью заимку.

О дальнейших событиях я не буду рассказывать (не нужны тут спойлеры), но отмечу: читая рассуждения Миши, постоянно мысли о герое повести «Один» Николая Внукова, который тоже пытался вспомнить информацию из самых разных источников, сетуя, что не слушал внимательно, не читал, не смотрел:

И на Камчатке хороший парень Миша вдруг видит совсем иное к себе отношение, непривычное:

И что же теперь? Если ты не знаешь, как ориентироваться, как выживать, не умеешь водить машину, ходить на охотничьих лыжах - уже не так хорош?

Несмотря на все эти НЕ Миша не струсил, не отчаялся, не опустил руки. Он до последнего старался выжить. Он выстоял, а помогли ему не только обрывки знаний, но и мысли о родных, и голос мамы, звучащий в голове.

Сложно представить, что мама Миши смогла бы вдруг повести себя, как мама Степана, героя второй книги:

Виктория Лебедева, Александр Турханов "Абонент недоступен", издательство "Пять четвертей"
Виктория Лебедева, Александр Турханов "Абонент недоступен", издательство "Пять четвертей"

Аннотация издательства (лучше я не расскажу суть):

Последняя учебная четверть, экскурсия на кондитерскую фабрику, возможность поближе познакомиться с одноклассницей Машей… Отличный весенний день омрачился для семиклассника Степана скандалом с мамой. Повод ничтожный: он забыл взять разрешение на самостоятельное возвращение домой и не услышал её звонков. Да и скандал далеко не первый… Более того, Степан даже знает, когда и в каких выражениях нужно просить прощения. Только вот в этот раз семиклассник не готов идти на уступки. А мама не готова услышать сына. Она уверена, что всегда права и лучше знает, что делать. Хватит ли им сил и мудрости, чтобы понять друг друга и наладить отношения?

Замечательный сын Степан (главный герой повести Виктории Лебедевой и Александра Турханова "Абонент недоступен") в одночасье перестаёт быть хорошим. Мама «старается» изо всех сил и переходит все границы разумного. Вера Гавриловна срывает на сыне злость по отношению к другим взрослым, которые могут выглядеть иначе, чем она сама, и вести себя по-другому. И свои истинные чувства маскирует заботой о сыне. Мама Степана привыкла, что победа всегда на её стороне («Не тот она была человек, чтобы останавливаться на полпути»), просто нужно дожать, затрагивая самое больное:

Волна обиды подхватила Степана и сорвала с места. Все слова, которые он знал, кажется, встали комом в горле, он почувствовал, как подступают слёзы, а ещё — ненависть. Самую настоящую ненависть к матери, сидящей напротив и всем своим видом призывающей сына к ответу.
Степан встал, резко оттолкнув от себя кухонный стол. Чашка качнулась, и чай снова плеснул на клеёнку, тонкой струйкой полился в материну сторону, закапал ей на халат…
— Обалдел?! — крикнула мать, отряхиваясь.
— Да пошла ты! — процедил он очень тихо, но она всё равно услышала.

И нет теперь сына, который после любого конфликта (даже если прав он) идёт обнимать маму и просить прощения. Нет сына с виноватой улыбкой, опущенными глазами, а есть человек, который смотрит прямо в глаза и не хочет выглядеть каким-то несмышлёнышем:

Где-то глубоко, сквозь раздражение, Степана кольнула жалость к ней — она ведь и правда переживала, волновалась, звонила, а он не брал трубку. Зная мать, он понимал, что она невесть что себе накрутила: поговорку «У тебя одна дорожка, у меня сотни» он слышал от неё чуть не с рождения. Поэтому он решился объяснить. Отчасти из жалости к матери. Но больше потому, что надоело строить из себя этакого несмышлёныша.

Степан вырос, хочет диалога, ему надоела игра в отношениях с мамой:

… он прекрасно видел, что мать сама устала и только и ждёт, когда Степан начнёт просить прощения. Но он решил не играть больше в эту игру. Помалкивал и отмечал про себя: вот мать сделала паузу и подождала его реплики, виноватой улыбки и раскаяния, и вот здесь тоже.
Видел, как она удивляется, ничего подобного не дождавшись, и как скрывает удивление, а оно нарастает: почему сын не просит прощения, как раньше просил?! Ведь она ему так подробно растолковывала его плохой поступок и последствия!

Самая обычная и от этого очень гнетущая история. Даже не для детей, а для родителей и учителей.

И непонятно, смогут ли родители найти достойный выход из сложившейся ситуации. И жаль, что именно в таких обстоятельствах герой узнает, что

"Счастье - это когда тебя понимают".

Здесь нет проходных сцен. Всё работает на эту простую и очень важную истину: и отношения Степана с родителями, в первую очередь - с мамой; и отношения в школе с ребятами, и отношения среди учителей, и семья учительницы Алины Александровны; и общение в семье Маши и, конечно же, самого Степана с Машей; и даже работа Веры Гавриловны.

Есть небольшое ощущение идеализации образа главного героя, хотя и такое его поведение по сравнению с недавним - это протест, бунт.

-6

Меня эта книга очень зацепила. Типажи учителей, родителей узнаваемые, про "школу - сферу услуг" наболевшее и много ещё моментов, которые ежегодно обсуждаются.

Дабы оправдать название моего канала, позанудничаю чуть-чуть.

В книге «В Петропавловске-Камчатском полночь» Светланы Волковой встретила ошибку «дверь не шелохнулось» на странице 107. И мне было мало надписи на обложке: "Основано на реальных событиях". С интересом бы прочитала в конце книги рассказ о событиях, лёгших в основу, как это есть в книге Николая Внукова "Один" (у меня издание от "Речи").

А в истории Виктории Лебедевой и Александра Турханова «Абонент недоступен» резануло глаз выражение: «И она на сложных щах процитировала из учебника трёхстишие о мотыльке…» Его значение, естественно, знаю, но уместность этого сленга для меня тут под вопросом, авторы не увлекаются подобными выражениями в книге.

Вот такие вот две истории о хороших мальчиках, которых проходят непростой путь взросления.

Столкновение человека с диким зверем - да, безусловно, страшно, но предсказуемо страшно. А вот столкновение человека с человеком, и не с обычным, а с самым родным, - это намного ужаснее, противоестественнее, страшнее.

#современная детская литература #книги для подростков #издательство нигма #издательство пять четвертей