Найти тему
Илья Варламов

Район Штрихкод, Осло. Хотели бы тут жить и работать?

Barcode, или Штрихкод – это деловой квартал в центре Осло, в районе Бьорвика. Район зажат между Центральным вокзалом и железнодорожными путями с одной стороны и заливом Осло – с другой.

Штрихкод стал частью проекта Фьорд-Сити, задачей которого было обновление кварталов прибрежной зоны в центре столицы. Его реализация началась ещё в 80-х (с квартала Акер Бригге) и продолжается до сих пор.

В рамках Фьорд-Сити многие известные учреждения в Осло были вынуждены переехать. Например, был перемещён порт, общественная библиотека, музей Мунка и Музей драккаров. Даже трассу E18 пришлось перенаправить в тоннель Бьорвика. Но зато в итоге жители Осло вместо припортовой промзоны получили современный симпатичный район. Главный транспорт в этой части города – это трамвай. Как я уже рассказывал, вдоль квартала Штрихкод сейчас достраивают новую выделенную трамвайную линию.

Концепция "штрихкода" подразумевает высокую и плотную застройку, при этом здания в комплексе гармонично смотрятся со стороны фьорда. Она была представлена в 2003 году голландским бюро MVRDV в сотрудничестве с норвежскими A-lab и DARK Arkitekter.

Изначально это был не готовый проект, а набор принципов, по которым строился квартал: перепады высот, различие форм и цветов, неожиданное вкрапление зданий, которые контрастировали бы с остальными.

Строительство Штрихкода началось в 2005-м и было завершено в 2016 году. Застройкой квартала занималась компания OSU, которая была создана тремя организациями. Среди них одна частная фирма, а также аналоги наших Росимущества и РЖД.

-2

Сейчас в квартале Штрихкод расположены офисы PwC, Deloitte и DNB, магазины, кафе, гостиница и художественная галерея. В общей сложности деловой квартал предоставляет 10 000 рабочих мест. Кроме того, в зданиях квартала есть 397 квартир. Почти треть всей полезной площади застройки (80 000 из 280 000 кв. метров) находится под землёй.

-3

"С изнанки" к кварталу ведёт массивный переход над железной дорогой.

-4

Тут видно, что в бывшей портовой зоне, примыкающей к заливу, тоже идёт строительство нескольких новых объектов.

В общей сложности квартал состоит из 12 зданий высотой до 33 этажей. Самое высокое строилось так, чтобы его крыша достигала отметки 100 м над уровнем моря. Остальные здания пониже.

-5

Почти все здания длинные и узкие (например, офис DnB – 105 метров в длину и 21 метр в ширину), поэтому при взгляде сверху они как раз и напоминают штрихкод. Между домами оставили незастроенное пространство шириной не менее 12 метров.

Район в целом принято хвалить, особенно за то, что благодаря Штрихкоду у Осло появился новый деловой квартал без ущерба для уже существующих зелёных и общественных зон. При этом звучала и критика: многие считали, что Штрихкод станет барьером между заливом и той частью Осло, что за железной дорогой. Особенно людей смущала непривычная для города высотная архитектура.

Больше 70% жителей Осло высказывались против создания квартала (правда, это был не референдум, а просто опрос в самой популярной газете), но его всё равно построили. В принципе, так и получилось: квартал действительно закрыл вид с залива на более старые районы Осло, и "скайлайн" города (ну окей, пусть будет "силуэт") полностью изменился. Но многим в итоге понравилось.

За несколько лет квартал стал одним из символов современного Осло.

-6

Норвежцы старались по максимуму использовать пространство для создания общественных зон.

Поэтому крыши домов в Штрихкоде доступны для всех жильцов.

-7

Тут видно, что в доме есть внутренние дворики-колодцы.

-8

У обитателей квартир на верхних этажах есть небольшие участки, куда можно поставить стол, гриль или сделать садик.

-9
-10

Общественная зона. Тут, видимо, одновременно курилка и что-то типа огорода.

-11

Детская площадка

-12
-13

В нише в здании организовали какой-то открытый вестибюль.

-14

Балконы у всех служат в качестве веранды.

-15

Обратите внимание, что балконы все открыты, несмотря на не самый приятный климат Осло.

-16
-17

Между зданиями сделаны общественные пространства, каждое уникально. Какие-то из них проходные, особенно если туда выходят веранды кафе.

-18
-19

Другие, где жилые дома, более приватные и тихие.

-20

Могло показаться, что это велопарковка, но нет, это современная скульптура. Которая заодно играет роль столбиков, ограничивающих движение машин.

-21

Но не переживайте, дорогие автомобилисты, для вас тоже проезд есть.

-22

Ещё одна инсталляция

-23

Какие-то необычные лавочки

-24

Где-то стройка ещё не закончена.

-25

Велопарковка у магазина. Кстати, магазин работает с утра и до позднего вечера (что, в общем-то, редкость для Скандинавии).

-26

У офиса банка тоже есть велопарковка.

-27

Если бы это была Дания, можно было бы сравнить с "Лего" )

-28

Другой фасад

-29

Клумбы интересные сделали.

-30

А лавочки снова немного странные.

-31
-32

Несмотря на прохладную погоду, столики на улице стоят.

-33

Благоустройство

-34
-35

Для тротуаров и площадей используются разные типа мощения. Качество, конечно, шикарное.

-36

Навигация

-37
-38

Вход в подъезд

-39

На почтовом ящике подписаны имена жильцов, а не номера квартир.

-40

В коридорах жилого дома все двери одинаковые. Такого разнообразия, как у нас, не встретишь.

-41

Везде ковролин, похоже на коридор простенькой гостиницы.

-42

Так выглядит балкон.

-43

Даже на балконе есть желоб, по которому вода стекает в водосточную трубу и сразу уходит в канализацию. Прохожим ничего на голову не капает.

-44
-45

Все квартиры сдаются с отделкой и ремонтом, но очень простеньким.

-46

Комнаты довольно маленькие.

-47

Кухня самая простая.

-48

Вот такой район. Хотели бы тут жить?

-49