Найти тему
Журнал «Армия»

Когда поступь тверда…

Таких офицеров в армии я ранее не встречал. Хотя выслуга у меня солидная – 27 «календарей». Видел и трудяг, и лодырей, и откровенных рвачей… Да кого только Бог не посылал!.. Но с такими, как подполковник Александр Кузьмицкий, увы, судьба доныне не сводила.

Меня поразила его жизненная философия, в основе которой – неутомимое движение вперед, но не рывками, не головокружительными сальто-прыжками, а твердыми размеренными шагами. Выверенными, осмысленными. Каждый шаг – только на утрамбованную почву. На ней невозможно оступиться, поскользнуться, упасть. Как и невозможно шагнуть назад. Только вперед. Такой вот продуманной поступью.

«Вредный» лейтенант

-2

…15 августа 2005 года. Прошло всего десять дней после того, как выпускник факультета связи и АСУ Военной академии Республики Беларусь лейтенант Александр Кузьмицкий принял должность командира взвода центра каналообразования полевого узла связи. Едва успел познакомиться с подчиненными. Лето, жара... И вдруг – словно ледяной душ – «секретный пакет»: полная боевая готовность, прием отмобилизованных «партизан», снятие техники с длительного хранения… А на погонах всего-то две звездочки. Командуй, дерзай, лейтенант!

На территории воинской части для полусотни призванных из запаса военнослужащих развернули полевой лагерь: с палатками, кухней, баней, «оружейкой»… Количественно центр каналообразования увеличился вчетверо. Запасники – возрастные, с опытом жизни и службы. Многим из них лейтенант Кузьмицкий годился в сыновья. Как ими командовать? Как завоевать авторитет, подчинить своей воле солдата с седой головой?..

…Раннее утро. На «линейке» – дорожке вдоль армейских палаток – «партизанское» войско. Форменные кепки на затылках, ремни приспущены, вороты расстегнуты. Хохот, дым сигарет...

– Становись! Равняйсь! Смирно! – скомандовал подошедший командир взвода.

– Ты, лейтенант, горло-то не дери, – решил остудить пыл лейтенанта немолодой усатый «партизан». – Мы свое уже отбегали, не салаги, чай...

И демонстративно засунул руки в карманы брюк.

– Становись! Заправиться! Равняйсь! Смирно! – еще громче, не обращая внимания на слова усача, скомандовал лейтенант.

Великовозрастные «новобранцы» притихли, неспешно изобразили строй.

– Шагом марш!

Строй неуверенно качнулся, сдвинулся с места и волнисто запылил по дороге.

– Стой! Кругом! На исходную – шагом марш! – комвзвода не сдавался. – Дисциплину строя никто не отменял!

– Ох, …, и вредный же, – донеслось из последней шеренги. – Свалился на наши головы…

Лейтенант Кузьмицкий не столько им, сколько себе доказывал, что способен руководить, командовать, управлять даже бывалыми воинами. Некоторый опыт у него уже имелся – с первого курса академии Александр был командиром учебной группы, стал старшим сержантом.

«Вредный» лейтенант водил свой строй каждый день – на занятия, в столовую. Его звонкие команды были слышны далеко. Через неделю взвод преобразился – запасники подтянулись. Они признали в лейтенанте командира, подчинились. Но не горлом взял их офицер, не криком, не пустыми придирками – личным примером. И повседневной требовательностью.

Подоспел этап боевого слаживания, восстановления навыков. В расписании – по десять часов занятий ежедневно. На подготовку к занятиям – ночь.

– Этих мужиков не обманешь, – вспоминает Александр Александрович. – Они прошли срочную службу, многие на военных сборах были не первый раз. Сразу поймут, если ты слабак в вопросах связи.

Он рисовал плакаты, чертил схемы. На пальцах ведь не покажешь! На занятиях – никаких поблажек, упрощенчества, примитивизма. Это было его, недавнего выпускника-отличника, боевое крещение…

Месяц военных сборов пролетел стремительно. Полевой лагерь свернули, технику законсервировали. Запасники разъехались по домам. На подведении итогов за год взвод лейтенанта Александра Кузьмицкого был признан лучшим в батальоне и занял второе место в бригаде связи.

«Подъем, ребятки, надо ударно потрудиться!»

-3

Этой фразой Александр Васильевич, отец героя моего рассказа, доктор технических наук, профессор, будил сыновей в выходные дни, когда сон у них был особенно сладок. В семье Кузьмицких росло трое мальчишек: старший Дима, на год младше – близнецы Сашка и Женька. А еще рос двухэтажный кирпичный коттедж, собственноручно спроектированный главой семейства. На строительство этого дома он и поднимал своих юных подсобников.

С семи лет и до окончания школы Александр Кузьмицкий с братьями помогали отцу на земельном участке. Хочешь, не хочешь – надо! И не отнекаться, не спрятаться под теплым одеялом. Сами вырыли котлован, залили фундамент, подняли стены, накрыли крышу.

– Отец никогда не повышал на нас голос, не заставлял делать непосильную работу, – рассказывает Александр Александрович. – Каждому он находил дело по силам и способностям – кому месить раствор, кому таскать кирпичи, кому помогать вести кладку.

Мама, Людмила Ивановна, не только кормила и обстирывала – обеспечивала тыл семьи и фронт строительных работ, но и помогала в самих строительных работах. Так родители исподволь приучали детей к труду, воспитывали в них старательность.

В Горках Могилевской области, где отец преподавал в знаменитой Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, в 1990-х жили небогато. Люди обрабатывали дачные участки, выращивали овощи и фрукты. Кузьмицким достался участок в 50 соток под картофель – в семи километрах от дома да шесть соток под огород. Вот на эти плантации и гоняли на велосипедах братья Кузьмицкие – летом на прополку, осенью – на уборку урожая.

А ведь еще была учеба – в средней школе, затем – в гимназии № 1, которую Саша окончил с серебряной медалью. Он неоднократно побеждал на олимпиадах по математике и физике. Но и это еще не все: не было в спорткомплексе сельхозакадемии такой секции, в которой парень не добился бы успеха. Стал капитаном Горецкой районной команды по баскетболу. Семь лет солировал в Горецком детском хореографическом ансамбле «Огоньки». А ушел со сцены только тогда, когда рано пробившиеся усы стали выдавать в нем уже отнюдь не мальчика… И швец, как говорится, и жнец, и на дуде игрец… Без какой-либо иронии.

– А было ли у вас, Александр Александрович, детство – радостное, безмятежное? – сам собою напросился у меня вопрос.

– Конечно, было… Да, непростое, но интересное, яркое, насыщенное, полное открытий, испытаний своих сил.

-4

Когда подошло время определяться с будущей профессией, Александр твердо решил оставить родительское гнездо, доказать себе, что сможет самостоятельно добиться успеха. Ведь главное – его характер, фундамент личности, был уже крепок. А это – ценнейший капитал. Потому и дело жизни выбрал по силам, по складу ума, по характеру – офицерскую службу.

Факультет связи и автоматизированных систем управления Военной академии Республики Беларусь – то, что надо!.. Зимой, после первой экзаменационной сессии, курсанту Александру Кузьмицкому вручили удостоверение отличника учебы. И он нес это звание до окончания ввуза.

Как капитан отказал генералу

Спустя два года службы в 86-й бригаде связи старший лейтенант Кузьмицкий возглавил центр каналообразования. Из командиров в подразделении – только он. Один. Остальные командные должности были вакантны. Два десятка срочников… Занятия, дежурства, ротное хозяйство… Все на нем.

Сержанты – вот на кого он смог опереться. Нет штатного командира взвода – не проблема. Есть его заместитель, сержант-срочник. Он поднимал сержантов на уровень прапорщиков и младших офицеров, обучал, требовал.

– Главное звено в работе с сержантским составом – повседневный контроль исполнения поставленных задач, – делится опытом Александр Александрович. – Без контроля нет управления, это пар, выпущенный в гудок.

Вот так он прослужил почти год. Начиналась эпоха цифровизации средств связи. И первыми, куда пришла «цифра», были именно средства каналообразования. Необходимо было оперативно их осваивать, переучивать подчиненных. Усилия офицера, результаты его службы не остались незамеченными: по итогам 2007 года центр каналообразования занял первое место не только в батальоне, но и в бригаде…

В 2010 году капитан Кузьмицкий принял дела и должность начальника пункта управления полевым узлом связи запасного командного пункта Вооруженных Сил Республики Беларусь. Несмотря на небольшой штат – это ключевое подразделение в составе полевого узла связи.

-5

На следующий год в составе пункта управления системой связи Вооруженных Сил на российском полигоне Ашулук он участвовал в совместном российско-белорусском оперативном учении «Щит Союза – 2011». Вот тогда-то его и приметил начальник войск связи генерал-майор Геннадий Казаков. Грамотный, расторопный офицер не подвел ни разу. Генерал пригласил капитана на беседу.

– Полевой узел связи потянете, товарищ капитан? – напрямую спросил генерал-майор Геннадий Казаков. – Должность серьезная, со штатной категорией «подполковник». Вы, думаю, справитесь. Не раз видел вас в деле.

– Товарищ генерал-майор, благодарю за доверие, – капитан Кузьмицкий вытянулся в струну. – Но принять предложение не могу…

– В чем причина? – генерал нахмурил брови, губы сжал в узкую полоску. Он не ожидал такого ответа. – Что за новость – я вам высокую должность предлагаю, других офицеров в резерве держу, а вы отказываетесь?

– Начальником узла связи быть не готов! – выдохнул капитан Кузьмицкий. – Не прошел должность начальника штаба! Отец меня учил: дом строят с фундамента. Считаю, что и должности надо проходить последовательно.

Услышав это, Геннадий Станиславович разгладил морщины на лбу, улыбнулся.Такой ответ пришелся ему по душе:

– Вы правы. Я ведь, заметьте, и сам служил именно в такой последовательности должностей.

…31 октября, в день рождения капитана Александра Кузьмицкого, состоялся приказ министра обороны о назначении его начальником штаба полевого узла связи запасного командного пункта 86-й бригады связи.

Пять поощрений в год

-6

В конце января 2016 года на полигоне Полесский 465-я ракетная бригада проводила учение с боевыми пусками тактического ракетного комплекса «Точка». Организация связи легла на плечи начальника лучшего полевого узла связи бригады майора Александра Кузьмицкого.

Подразделение совершило длительный марш. В колонне – более 30 единиц техники, сотни военнослужащих. Когда прибыли на полигон, уже смеркалось. Мороз пробирал, забирался под солдатские бушлаты, хватал за уши. Снежная целина – выше колена. Надо разбивать полевой лагерь.

В сумерках быстро провели рекогносцировку, наметили места стоянок техники, палаток для личного состава. Начальник узла связи продумал все до мелочей, приказал взять с собой даже дрова! К двум часам ночи лагерь стоял. Тепло от печек разморило усталых солдат. Крыша над головой, нехитрый ужин сухим пайком, горячий чай…

Засветло майор Кузьмицкий собрал офицеров на совещание. К этому времени у него на столе лежали схемы организации связи на узле. Он их разработал сам. Обеспечить устойчивую связь в ходе учения – это главная задача.

– По моему мнению, начальник полевого узла должен разрабатывать схему-приказ элементам узла связи лично, – убежден подполковник Кузьмицкий. – Тогда и каждая аппаратная, каждый элемент займет в системе связи свое место. И он же обязан распределить личный состав по боевым постам.

Весь 2016 год выдался насыщенным. Вслед за полигоном Полесским связисты переместились на авиационный полигон Ружанский, затем – на учения под Барановичами. Дважды побывали на учениях под Борисовом. Узел связи в тот год был по-настоящему полевым. Наступил конец года. На подведении итогов подразделение майора Кузьмицкого вновь было оценено на «отлично».

2017 год запомнился офицеру участием его подразделения в совместном стратегическом учении Вооруженных Сил Республики Беларусь и Российской Федерации «Запад-2017».

Когда любовь к порядку, к организованности в крови, это передается и подчиненным. Подполковник Александр Кузьмицкий всегда добивался только лучшего результата – лучшая учебная группа на факультете Военной академии, лучший взвод, лучший полевой узел связи в бригаде.

2018 год стал переломным в карьере офицера. Он поступил на командно-штабной факультет Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного в Санкт-Петербурге, прошел подготовку в области управления воинскими частями связи, телекоммуникаций и автоматизации. В 2020 году окончил ее с золотой медалью.

По окончанию учебы офицера вновь ждала родная 86-я бригада связи. Его назначили на должность заместителя командира части по вооружению. Командирская стезя сменилась технической. Но и на этой должности он чувствует себя вполне уверенно – хватка дает о себе знать.

-7

– Я всегда готов отстаивать свою точку зрения – но с опорой на знания требований документов и опыт службы, – говорит Александр Александрович. – Уверен и в другом: не надо обращаться к старшему начальнику по пустякам, на своем месте необходимо принять исчерпывающие меры, изыскать ресурсы. Как говорится, кто хочет – ищет возможности, а кто не хочет – ищет причины и оправдания.

Мне стало интересно, сколько же у офицера поощрений-взысканий?

– С 2005 года, за 15 лет офицерской службы, я поощрялся начальниками разных уровней более 80 раз. В 2016 году был награжден медалью «За безупречную службу» III степени, – припомнил Александр Александрович.

Взысканий за годы офицерской службы у него нет.

Сергей Алексеевич, «Ваяр», фото Яна Горбанюка и из архива Александра Кузьмицкого