Найти в Дзене

В современной русской литературе нет школ, течений и движений

В июле Ассоциация союзов писателей и издателей (АСПИ) провела в Екатеринбурге мероприятие «Мастерская — молодым писателям», где в течение нескольких дней для авторов выступали представители крупнейших издательств, знаменитые писатели, редакторы, сценаристы, критики, литагенты, которые делились своим опытом.

Одним из спикеров мероприятия был литературный критик и экс-главред медиа о культуре «Горький» Константин Мильчин.

С разрешения Константина на основе его выступления мы подготовили серию постов про тенденции в современной прозе.

Начнем с первой тенденции: «В современной русской литературе в последние 30 лет нет школ, течений и движений»

В последние десятилетия в российской литературе не сложилось никакого ярко выраженного поколения или преобладающей школы. Вспомните, в 19 и 20 веке выделялись поколения «шестидесятников», а литература 20-х годов прошлого века жила под знаком «потерянного поколения», как его окрестила «мать авангарда» Гертруда Стайн.

То есть в определенный промежуток времени существовала группа великих писателей и был некий «великий называтель» или «назывательница» — критик/ литературовед/ общественный деятель, который дал название этой группе писателей. Если явление было описано точно, его носители сами признавали правдивость названия и это название быстро закреплялось, широко расходилось и оставалось в истории.

За последние 30 лет такого не случилось, но, безусловно, есть яркие фигуры, за которыми следуют остальные писатели. В нулевые годы самыми заметными фигурами, которым пытались подражать и чей метод с разным успехом воспроизводили, были Пелевин и Сорокин. В 2010-е подобных фигур уже не было, хотя несколько ярких авторов появились именно в это время.