Найти в Дзене
ЗдОрОво живём!

А ведь раньше мы с Болгарией дружили. История одной семьи

Я не знаю как с исторической точки зрения, а по детским воспоминаниям советского времени страны социалистического лагеря сосуществовали довольно дружно. Пионеры нашей школы вовсю переписывались с детьми из стран Варшавского договора. Так ждали эти письма, обсуждали, кому что прислали. Завидовали, не без этого, кому-то приходили толстые письма с открытками и календариками, а кому-то одно блёклое фото.

Иногда перепадали путёвки в международные и всесоюзные лагеря, где также были дети соцстран. Мы на полном серьезе собирались и выдвигали сначала кандидатуру от класса (отряда), потом от дружины. Уж не знаю, как там дальше выбирали детей, которым выделялись путевки, может и по блату. В пионерском детстве всё было справедливым, а что не было — тут же порицалось и оттого чувство справедливости и правильности только усиливалось.

В середине 70-х из Оренбурга, где к тому времени уже заработал новый газзавод, велось строительство газопровода «Союз». Это было масштабное международное мероприятие с участием СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и Чехословакии. Газопровод должен был снабжать страны социалистической Европы нашим Оренбургским газом, мощная магистраль — 2750 километров до Западной границы СССР. 

И вот, в 1975 году к нам приехали болгарские специалисты. Они не только участвовали в строительстве газопровода, но и возводили больницы, школы, детские сады и жилые дома.

Фото с сайта www.les.media. Специально оставила подпись с фамилией автора, жителя нашего города.
Фото с сайта www.les.media. Специально оставила подпись с фамилией автора, жителя нашего города.

На многие годы болгары обосновались в нашем городе. Более десяти лет точно. Помню, потому что примерно в 1987-1989 годах мы с подружкой ездили по болгарским домам и общежитиям, пытаясь купить подешевле модные тогда тапочки на липучке.

Многие иностранные специалисты переезжали семьями, но, конечно, хватало и одиноких. У наших девушек считалось большой удачей выйти замуж за болгарина. Они и зарабатывали хорошо и можно было ездить в эту волшебную страну, носить яркие «ненашенские» вещи. Не только в 90-е мы стали преклоняться перед Западом и любить фирменные этикетки, это началось раньше.

Когда я училась в средней школе, в нашей параллели стала учиться девочка из Болгарии — Мара. Она была сводной сестрой одной из учениц — Оли, ее мама удачно вышла замуж. Мы, кстати, так удивлялись, что такие старые люди могут пожениться. Зачем?! А сейчас понимаю, что было этим «старым» людям примерно 35-40 лет.

Мара была яркой, говорила по-русски хорошо, но с интересным завораживающим акцентом, вся такая западная и недосягаемая. Все мальчишки школы были её. У болгар очень выразительные глаза, у Мары были глаза почти как у Киркорова, чуть поменьше, но такие же «телячьи».

Пластмассовые серьги кольцами, дюжина браслетов, эффектный макияж. И ещё модный в то время начёс, чёрные жёсткие волосы хорошо держали форму. Это нам приходилось накручиваться на сахарную воду, чтобы хоть что-то осталось к вечеру.

-2

Представьте любой плакат с певицей из 90-х, хоть Сандру, хоть Саманту Фокс, вот такой была Мара, типичной красоткой тех лет, которые сейчас вызывают только улыбки и недоумение. Но тогда она была настоящей звездой.

У нас в школе не особо разрешались эти начесы и стрелки на глазах, обильная бижутерия, ей часто попадало. Но она улыбалась и продолжала ходить на учёбу такой, постепенно от неё отстали.

Только наша классная руководительница, непримиримая коммунистка, не пускала на уроки, если одет не как положено. Тогда Мара приходила к нам в класс и просила у девочек синий пиджак, мы тогда оставались единственным классом в школьной форме.

Маленький страж великой страны
ЖИВЁМ10 мая 2021

Это было смешно, но эту болгарку с ее русской сестрой каждый день сопровождала толпа пацанов. Утром в школу, днём домой, вечером в беседке во дворе. Местные красавицы разом поблёкли. Да, они ревновали, ещё бы такой успех. Естественно про Мару стали распускать непотребные слухи. А то почему вокруг неё мальчишки так вьются? Потому что она ведёт себя неприлично, понятно же!

Не только сама девчонка вызывала зависть. Эта русско-болгарская семья жила очень хорошо по нашим меркам. У них было море одежды и вся такая красивая. В то время у нас стали модными именно болгарские кроссовки Адидас, Ромика, Тренинг и матерчатые болгарские тапочки с двумя полосками на подошве, которые мы раскрашивали синей и красной ручкой.

-3

Сейчас я понимаю, что болгары, съездив домой, привозили в город одинаковую обувь и вещи, все они поступали на «толчок». Покупал один, покупал второй, десятый, сотый и всё, вот она новая мода. В те времена мы ходили как из инкубатора. Стоит появиться какой-то вещи и она постепенно расползалась в народ, потом другая, третья, как поветрие.

Все знали что сколько стоит, а стоило это дорого, поэтому тогда сразу понимали, кто перед тобой — лох, или нормальный пацан, крутая девчонка, или забитая.

Так вот у Мары с Олей из модного было всё! Если другие ребята носили единичные дорогие вещи, какие смогли купить родители, у этих девочек были и кроссовки разных видов, и тапочек несколько штук, и оригинальные спортивные костюмы — особый шик, и всего остального в достатке. Они ездили с родителями в Болгарию, рассказывали про море, фрукты, привозили разноцветные украшения, глянцевые журналы. Не жизнь, а мечта.

Удивительно, казалось бы, родители, школа и пионерская организация растили нас на высоких моральных идеалах, но мы всё равно почему-то тяготели к красочному обществу потребления.

Это лишь частная история одной интернациональной семьи, коих в нашем городе было не редкость.

Болгарские строители активно участвовали в жизни города, жили в нами бок о бок и никакой вражды не было и в помине. Всегда болгары были нашими «братушками» и как так получилось, что стали ворогами, не понятно.

Их книги В.П. Белякова «Оренбург – всем азиатским странам и землям ключ и врата»

К концу 1977 года болгарская строительная группа состояла из тысячи ста человек…
До начала девяностых годов болгарские строители участвовали в строительстве нового Оренбурга, облик которого украсили построенные ими поликлиника и терапевтический корпус областной клинической больницы, девятиэтажные жилые дома на улице Чкалова, проспекте Гагарина, в южной и северной частях города, 4 школы, каждая на 1176 мест: в 23-м и 24-м микрорайонах, на улицах Туркестанской и в Дзержинском районе. Участвовали они в строительстве Дворца культуры и спорта «Газовик» и оренбургского аэропорта.

Строительство Дворца культуры и спорта «Газовик» (быв.«Дружба»), Оренбург.

В процессе, примерно 1982 год:

-4

Вот что получилось (1983).

-5

Тогда ДК назывался «Дружба», как символ дружбы между народами, участвовавшими в строительстве газопровода «Союз».

-6

В наши дни фасад полностью переделан, но мозаику сохранили:

-7