Задолго до того, как мировые конгломераты и бренды начали нанимать менеджеров по инклюзивности, а модные марки — приглашать для участия в съемках лукбуков и показах новых коллекций моделей разных форм и комплекций, изменить «миф о красоте» и адаптировать его к современным реалиям пытались художники. Через свои скульптуры, графику, перформансы они стремились, в разных десятилетиях, поднять тему любви женщин к себе и воспеть красоту такой, какая она есть, — уникальной, многообразной, меняющейся и не изменяющей себе. В первом выпуске серии статей DIVNO Ольга Погасова, куратор паблик-арт проектов и автор телеграм-канала Art Scout, рассказала удивительную историю художницы Ники де Сан-Фалль, воспевающую женщин всех форм. Возможно, ее работы вы встречали во время путешествий по Европе: скульптуры по имени Нана есть в Цюрихе, Гамбурге и Париже.
«Мне посчастливилось столкнуться с искусством, потому что психологически я была больше предрасположена к терроризму. Вместо этого я использовала винтовку для благого дела, дела искусства», — Ники де Сен-Фалль, французская театральная художница и скульптор
«Дитя великой депрессии», Катрин Мари-Аньес Фаль де Сен-Фалль родилась 29 октября 1930 года в Нейи-сюр-Сен, через год после поспешного отъезда ее семьи из Соединенных Штатов. Разоренный биржевым крахом 1929 года, ее отец был вынужден отказаться от своего собственного банка в Нью-Йорке. Маленькая «Ники», как называла ее мать, провела первые годы жизни в доме своих бабушки и дедушки во Франции, а в возрасте 4 лет вернулась к своим родителям в Америку.
Когда девочке исполнилось 11 лет, она столкнулась с домашним сексуальным насилием. Эту травму Ники так и не смогла полностью пережить, но нашла в искусстве своего рода терапию, которая «успокоила хаос, который волновал ее душу, и придала органическую структуру ее жизни».
Юная Ники работала моделью для журналов Vogue, Elle и Life, затем в 18 лет вышла замуж за писателя Гарри Мэтьюза. Несмотря на ее буржуазное происхождение, она обладала бунтарским темпераментом и выступала против маккартизма и религиозного пуританства. Через год после замужества она родила дочь Лауру и переехала в Париж.
Переломным стал 1953-й: Ники де Сан-Фалль лежала в госпитале с тяжелой депрессией и много рисовала. Именно тогда она решила полностью посвятить себя искусству. В 1955 году она родила второго ребенка и переехала в Испанию, где открыла для себя работы архитектора Антонио Гауди.
Уйдя от первого мужа в 1960 году, Ники встретила швейцарского художника Жана Тэнгли. Вместе с ним и в составе группы «Новые реалисты», она создает перформансы и объекты, где критикует общество потребления и обличает несправедливость мира по отношению к женщинам.
Главным итогом ее жизни стали фигуры безразмерных красавиц, установленные сейчас в садах и парках всего мира. Она называет их Нанами, в честь своей первой няни. Эти корпулентные танцующие женщины освобождены от предрассудков, им никто не нужен, они сами по себе. Они влюблены в жизнь и в первую очередь — в себя. Ники рьяно отстаивала права женщин, и на заре феминистского движения 1960-х попала в самую точку.
Самая большая Нана появилась на свет в Стокгольме в 1996 году в музее современного искусства Moderna. Гигантская лежащая скульптура женщины 23 метра в длину и 6 метров в высоту с баром, дискотекой и галерей искусства. Чтобы оказаться внутри, нужно было пройти между ног Наны, а выходя, родиться вновь. Ники де Сан-Фалль была уверена, что рост рождаемости в Стокгольме на следующий год после выставки произошел именно благодаря ее Нане, гигантскому символу плодородия и женской силы.
Прежде чем прийти к этой серии, художница проделала большой художественный путь от почитательницы наивного искусства в духе Анри Руссо к неодадаизму. Но не менее долгим было и ее личное путешествие: от девочки со сложной судьбой к одной из самых известных и успешных художниц и феминисток XX века, которая помогала другим женщинам, вдохновляла и поддерживала их.