Автор Анна Макарова
Спустя несколько лет на экраны вернулся «Мажор» — один из самых популярных российских сериалов. Чем проект выгодно отличается от обычных шоу про полицейских и почему он так успешен?
Из чего состоит «Мажор»?
В формуле «Мажора» три основных составляющих.
Первая — это полицейские процедуралы, т. е. сериалы о профессиональной деятельности полиции. Этот формат прижился в России еще в 90-е: тогда как раз вышли «Улицы разбитых фонарей». Фильмы и сериалы о полицейских, следователях и т. д. остаются популярными до сих пор: вспомните хотя бы «Метод» или «Майора Грома».
Вторая составляющая — это сериалы о красивой жизни: закрытые школы, элитные клубы, дорогие автомобили… Если полицейский был героем российского ТВ в 90-е, то в «сытые» нулевые на авансцену выходит «мажор»: избалованный и высокомерный, но с надеждой на исправление.
Павел Прилучный, главная звезда «Мажора», прославился как раз благодаря подобному образу в «Закрытой школе».
Третья составляющая — сюжетные перипетии на уровне древнегреческих трагедий и шекспировских пьес. Первый сезон показывает нам совершенно «гамлетовского» героя. Он пытается отыскать правду, не доверяет родителю и, по сути, ищет ответ на все тот же вечный вопрос: быть или не быть? Второй сезон скромно заигрывает с «Ромео и Джульеттой», влюбляя главного героя в дочь кровного врага. Третий, несмотря на общую сумбурность, имеет амбиции «Царя Эдипа» — с его финальным сюжетным поворотом и раскрытием страшной тайны рождения.
«Мажор» — это уникальный гибрид разных жанров и тропов, в котором многие нашли что-то на свой вкус.
Из «мажора» в человека
Пропорции трех составляющих «Мажора» меняются от серии к серии. Сначала создатели уделяют достаточно много экранного времени противопоставлению мира неограниченных возможностей и мира, в котором люди живут от зарплаты до зарплаты. Главный герой Игорь Соколовский бессмысленно прожигает жизнь и отцовские деньги, но ему приходится столкнуться с реальностью, когда отец отправляет его служить в полицию.
Превращение из мажора в нормального человека, о котором Соколовскому с ухмылкой говорят его сослуживцы, происходит довольно быстро и как будто бы само собой. Герой становится «человечнее», а его прежняя красивая жизнь остается за кадром, и шоу превращается в классический процедурал с ярко выраженной мелодраматической линией.
Научитесь легко отличать посредственный сериал от шедевра и разберитесь, как шоураннеры манипулируют нами, на нашем курсе «Вся история сериала». Смотрите этот и более 200 курсов по подписке. Первые 7 дней бесплатно!
Больше драмы!
Хотя работа в полиции выходит на первый план, самой слабой частью «Мажора» оказываются т. н. «дела недели» — преступления, которые персонажи расследуют в каждой серии, неотъемлемый элемент процедурала. Отношения героев и их развитие создателям явно интереснее детективной составляющей.
В первом сезоне мелодрама и полицейский детектив гармонично сосуществуют и дополняют друг друга. Да, «дела недели» простоваты, но внимание держит главная интрига сезона, а также заметная эволюция героя.
Но со временем еженедельные преступления становятся совсем проходными, основная интрига местами кажется притянутой за уши, а сюжетные ходы, связанные с личными отношениями, начинают напоминать мыльные оперы.
Основной мишенью для сомнительных сценарных решений стала героиня Карины Разумовской — капитан Родионова, начальница и возлюбленная главного героя. Внезапные беременности, смертельные болезни — подобные повороты могут удивить, но выглядят совершенно нелогично.
Финал третьего сезона, в котором Родионова погибает, вызвал спорную реакцию зрителей.
Однако сюжетную арку героини настолько «замылили», что ее смерть кажется уже единственным возможным финалом.
«Прорвемся, опера!»
«Мажор» заметно романтизирует полицейскую службу. В самом начале Соколовский попадает в некое «братство», где каждый готов прикрыть спину товарищу и стремится сделать мир лучше. А на каждого «плохого полицейского» здесь обязательно найдется несколько «хороших».
Подобный идеализированный образ типичен для российских процедуралов. Более того, никто особо не скрывает, что на федеральном ТВ есть негласные правила о том, как могут показываться представители силовых структур.
При этом в «Мажоре» уживаются, казалось бы, противоположные смыслы. С одной стороны, герои искренне оскорбляются, когда им предлагают взятку, с другой — оказывается, что финансовые махинации на таможне — это не всегда преступление. Главное, чтобы вырученные деньги шли на «благое дело». В такие моменты мир сериала перестает быть «черно-белым» и оказывается более похожим на нашу реальность.
Что нового в четвертом сезоне?
Новые серии показывают нам героев спустя 9 лет после событий финала третьего сезона. К этому моменту герой Прилучного будто бы замкнул круг, оказавшись почти в той же точке, с которой начинался первый сезон. Соколовский снова становится потерявшимся в жизни «мажором», но теперь с драматичной предысторией и новообращенной дочерью.
Четвертый сезон предлагает нам понаблюдать за новым для сериала видом отношений и посмотреть, как Игорь будет искать общий язык со своим ребенком. И уход от романтических переживаний, которыми зрителей утомили в течение прошлых 3 сезонов, кажется неплохим решением.
В качестве общей большой интриги создатели снова выбрали классическую, веками проверенную драматическую ситуацию: теперь «Мажор» — это история о человеке, обвиненном в преступлении, которого он не совершал. Очевидно, Соколовскому удастся справиться и с этими сложностями. Да и рейтинги нового сезона тоже вряд ли подведут.
Игорь Соколовский, совместивший в себе столько образов — и мажора, и мента, и простого человека, — похоже, еще долго будет героем.
А вы смотрите «Мажора»? Что думаете о сериале? Или вы из тех, кто видел трейлер, но решил не смотреть? Делитесь в комментариях!
Разберитесь, в чем секрет легендарных сериалов, и выучите словарь сериального гика на нашем курсе «Вся история сериалов». Смотрите этот и более 200 курсов по подписке. Первые 7 дней бесплатно!
Скидка в честь нашего дня рождения: доступ к этому и еще 200+ нашим курсам за 199 ₽ в месяц (при оформлении подписки на 1 год). Празднуйте вместе с нами!