Найти тему

ДЕНЬ АРХЕОЛОГА

15 августа отмечается неофициальный, но признанный в среде ученых праздник – День археолога.

 Пластина с граффити. XII - XV вв. Из собрания ГВСМЗ
Пластина с граффити. XII - XV вв. Из собрания ГВСМЗ

Археологи стали тем удивительным явлением, когда представители профессионального сообщества становятся целой субкультурой, со своим образом жизни, неофициальными праздниками, традициями и ритуалами (которые немного разнятся от экспедиции к экспедиции), сленгом и даже фольклором.

Про археологический фольклор стоит поговорить отдельно. Существуют целые научные исследования, посвященные ему. Песни и стихи археологов давно стали особенным культурным пластом, передающимся в устной традиции. Безусловно, сейчас эти традиции угасают, поскольку музыкальное сопровождение под гитару вечеров у костра встречается все реже, но многолетние, исторически сложившиеся экспедиции бережно хранят и передают именно свои песни, нередко выпуская даже печатные или аудиосборники, чтобы сохранить эту память. Круг общеархеологических песен невелик (не более 10). Среди них стоит назвать «Орел шестого легиона», «Там, за Танаис-рекой», «Глобус», который иногда называют неофициальным гимном археологов, но зачастую в экспедициях существуют свои гимны. Есть песни, общие для экспедиций одного региона («античные» экспедиции юга, северо-запад, Сибирь и др.) – их тоже довольно немного. Основная же масса – так называемые «локальные» песни, известные в конкретных экспедициях.

Берцовая кость мамонта. 300 - 10 тыс. лет т.н. Из собрания ГВСМЗ
Берцовая кость мамонта. 300 - 10 тыс. лет т.н. Из собрания ГВСМЗ

Ярким признаком фольклора является также вариативность археологических песен. Среди них много таких, которые поются по-разному, причем в границах одного произведения вариации могут быть и в текстовом, и в музыкальном изложении. Нередко забывается даже авторство песен. Та же «Там, за Танаис-рекой» насчитывает огромное количество вариантов текста, отличающихся друг от друга от пары слов до целых куплетов.

Кроме того, в экспедиции ездят не только ученые-археологи, антропологи и историки, но и люди из других сфер деятельности: журналисты, преподаватели, коммерсанты, – представители самых разных профессий и специальностей. И это лишний раз доказывает, что экспедиция объединяет людей, не как профессия, а именно как субкультура.

Фотография черно-белая. Доктор исторических наук_ профессор Бадер Отто Николаевич в рабочем кабинете. 1960-1970-е гг. Из собрания ГВСМЗ
Фотография черно-белая. Доктор исторических наук_ профессор Бадер Отто Николаевич в рабочем кабинете. 1960-1970-е гг. Из собрания ГВСМЗ

В день археолога мы не можем не вспомнить о культовом месте для Владимирского края – палеолитической стоянке Сунгирь – и ее первооткрывателе, выдающемся ученом Отто Николаевиче Бадере. Сунгирская экспедиция, как одна из многолетних академических экспедиций, тоже имела свои традиции, многие из которых сложились во времена Отто Николаевича, и свой фольклор. Известный «Сунгирский романс» (на мотив баллады «My heart's in the Highlands»), согласно архивным данным, был сочинен в 1964 г.

В Сунгирьском карьере лежит мое сердце,

Посыпано охрой, покрыто песком,

В Сунгирском овраге лежит мое сердце,

А Бадер не знает, не знает о том…

Истерзано cердце резцами сомнений,

И ревность долбила как пьес экайе.

Скребками прошлись по нему сожаления

О той невозвратной сунгирской весне.

Когда археологи сердце откроют,

Пусть охра пылает, как свежая кровь.

А Мих.Мих. Герасимов пусть восстановит

По сердцу мою безответну любовь.

В Сунгирском карьере лежит мое сердце,

Посыпано охрой, покрыто песком,

В Сунгирском овраге лежит мое сердце,

А Бадер не знает, не знает о том…

Литература:

Башарин А.С. Песенный фольклор археологических экспедиций // Далекое прошлое Пушкиногорья. Вып.6 Песенный фольклор археологических экспедиций.

[Электронный ресурс: https://web.archive.org/web/20110816132612/http://folklore.archaeology.ru/ONLINE/basharin.html. Дата обращения: 10.08.2022]

Белецкий С.В. Песни археологических экспедиций как объект музеефикации (к постановке проблемы) // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2005. Вып. 1 (3). С. 110-134.

Белецкий С.В., Побединский М.В., Крыласова А.М., Останин Е.С., Буровский А.М. Песни археологических экспедиций как объект музеефикации // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2006. Вып. 1 (4). С. 118-155.

Далекое прошлое Пушкиногорья. Далекое прошлое Пушкиногорья. Вып.6. Песенный фольклор археологических экспедиций. / Сост. С. В. Белецкий // Учебное пособие для студентов 2–3 курса специальности «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры». СПб, 2000.

Радостева Г.И., Подосёнова Ю.А., Лысенко О.В. Археологическое сообщество как субкультура // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Studis historica juvenum. 2008. Вып. 1 (4). С. 64-68.

Радостева Г.И., Подосёнова Ю.А., Лысенко О.В. К вопросу о песенном фольклоре археологов КАЭЭ // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Studis historica juvenum. 2009. Вып. 1 (5). С. 5–8.