Отто фон Бисмарку приписывают гениальную фразу «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники». Это изречение имеет глубокий смысл: победы одерживают те личности, которые знакомы с понятием «патриотизм», у которых сформировано чувство ответственности перед родиной, кому чуждо предательство и эгоизм. Эти качества не берутся «ниоткуда», они прививаются людьми, ответственными за формирование личности. Поэтому сегодня речь пойдёт о малаховских учителях военной поры.
Бывший ученик Малаховской школы Николай Замильев в марте 1945 писал: «Дорогие учителя родной школы! Вы тоже являетесь участниками войны, огромную тяжесть её несёте.» Ученики, ушедшие на фронт, постоянно поддерживали связь с родной школой, писали директору Фавсте Константиновне Вилковой, учителям, учащимся. В нашей музейной комнате хранятся 2 десятка таких писем. Не забывают о школе и учителя, которые были призваны на защиту родины, интересуются учебным процессом, судьбами учеников и коллег:
"С большой радостью и удовлетворением я прочитал, что вы выпустили 10 класс. Ведь это же замечательное событие, во-первых, то что это выпущено именно в Малахово, а во-вторых, то что в такое тяжёлое время вы всё-таки сумели своим самоотверженным трудом добиться того, что дали «путёвки в жизнь» нашим молодым гражданам." - пишет с фронта Вилков Д.К.
До Великой Отечественной войны в Малаховской школе большинство преподавателей – мужчины. Если посмотреть на фотографию педагогического коллектива 1942 года, то станет ясно – образование подрастающего поколения легло на плечи женщин.
Ушли на фронт педагоги: Климанов, Душаков, Печёнкин, Ярных, Ледников, Заречнев, Вилков.
Но война и кадровые потери не смогли сорвать первый в истории школы выпуск десятиклассников.
Это случилось в 1942 году. Некоторые юноши сдавали экзамены экстерном и уходили на фронт. Между атаками находили время, чтобы отправить весточку в родную школу: «Привет учителя и учащиеся Малаховской средней школы. Разрешите нам, воспитанникам вашей школы, солдатам и офицерам-фронтовикам поблагодарить вас за хорошее воспитание, что дало возможность быстро освоить военное дело и встать в ряды героических защитников нашей любимой родины.»
А вчерашние десятиклассницы возвращались в школу, чтобы учить других детей. Так, Стопорева Мария Алексеевна, выпускница 42 года, окончив ускоренные трёхмесячные учительские курсы, приступила к работе. Всю жизнь она хранила направление Косихинского РОНО от 25 июля 1943 года о направлении её учителем начальных классов в Малаховскую школу.
Так же в 1943 году к работе после окончания педтехникума приступают Харчук Анна Харитоновна, Кузьмичёва Лидия Михайловна. Все они получили звание Отличник Народного просвещения. Граждане, эвакуированные в Косихинский район с оккупированных территорий, так же не остаются в стороне, находят своё место в системе образования. Это Панфилова Нина Флегонтовна, Сивкова Муза, Карчевская Александра Архиповна. Нина Флегонтовна и Александра Архиповна навсегда остались в Малаховской школе. Александра Архиповна Карчевская (Хадыкина) впоследствии получила звание Заслуженный учитель РСФСР.
Главным наставником, помощником молодых педагогов стала Фавста Константиновна Вилкова, которая являлась завучем, а с 1943 года приступила к должности директора.
Педагогам приходилось не только давать программные знания, они работали с учениками в полях, собирали лекарственные травы и берёзовые почки, корень кровохлёбки для раненых, сушили грибы. Днём учёба, вечером работа. Не хватало учебников, тетрадей, дрова для школы заготавливали сами, но их экономили, в школе было холодно. Фавста Константиновна вспоминает, что им удалось не допустить конфликтов между русскими детьми и детьми-немцами, которых было много в школе. «Наши немцы были нашими немцами».
Положение некоторых учеников было очень бедственное, не было одежды, обуви, были случаи, что дети ходили в школу просто босиком. От таких проблем Фавста Константиновна тоже не оставалась в стороне. Тогда в школе учились ещё и детдомовские дети, некоторые из них были больны, так как детский дом был санаторного типа, для детей с лёгочным и костным туберкулёзом и уроки приходилось для них вести на территории детского дома. Приказом № 237 от 7 ноября 1946 года Марии Алексеевне Стопоревой была объявлена благодарность с формулировкой «За материнскую заботу к детям-сиротам Малаховского детского дома
В тяжёлое время учителя постоянно повышали свой образовательный и культурный уровень. Фавста Константиновна читала лекции для педагогов. Некоторые учителя обучались заочно в высших учебных заведениях. В нашей музейной комнате хранится зачётная книжка Акуловой Анны Яковлевны из Барнаульского учительского института.
У каждого из вышеназванных педагогов десятки почётных грамот, не одна медаль, Фавста Константиновна Вилкова за свой труд награждена двумя орденами. Но рядом с наградами эти женщины до конца своих дней хранили детские рисунки, поздравления учеников, письма выпускников. Это – главная оценка их труда.