Найти тему
Ледяные боги

Анна Щербакова раскрывает секреты "Хрустального" и рассказывает о нюансах подсчета оборотов тройных и четверных прыжков

Олимпийская чемпионка-2022 Анна Щербакова всегда подходит к своим интервью с холодной головой. Она не делает "набросов" и провокационных заявлений, все по делу и максимально информативно. В рамках встречи с участниками августовской программы Образовательного центра "Сириус" она рассказала много интересного, повезло с вопросами и подробными ответами.

Для начала фигуристка рассказала о графике обычного тренировочного дня.

Обычно тренировки начинаются в 10:00 с занятий хореографией в зале. Затем утренняя ледовая тренировка, которая длится полтора часа. На ней мы отрабатываем короткую программу. Потом у нас есть растяжки, чтобы немного расслабить мышцы после тренировки. После перерыва на обед мы идем в зал на тренировку по общей физической подготовке. В заключение у нас еще одна ледовая тренировка и заминка в зале на 45 минут. Заканчиваем мы примерно в 20:00.

На что стоит обратить внимание? Тренировочный день неслучайно начинается с хореографии - в "Хрустальном" этому уделяется особое внимание: классический балет, современные танцы позволяют фигуристам передавать разноплановые образы на льду и использовать различные хореографические элементы. В начале дня хореография помогает равномерно разогреть все мышцы и подготовить их к дальнейшим физическим нагрузкам.

-2

Аня делится и деталями организации тренировок на льду. В течение дня их две. В первой половине больше внимания уделяется короткой программе, во второй произвольной.

Наша утренняя тренировка всегда начинается с раскатки, со скольжения, где мы примерно полчаса отрабатываем разные шаги и связки. Затем распрыгиваемся и работаем над прыжками, над короткой программой. Завершаем все обычно работой над вращениями. Вечернюю тренировку мы проводим в формате соревнования. Как и на турнирах, шесть минут разминка, за это время мы прогоняем нашу программу. Затем жеребьевка, тоже как на соревнованиях, мы вытягиваем номерки, переживаем, волнуемся и прокатываем произвольную программу, опять же как на турнирах: по одному выходим на лед и прокатываем произвольную программу. Тренер пишет всем распечатку по элементам, по очереди выставляет оценку за каждый элемент, мы все разбираем и дальше работаем над ошибками. И так каждый день, один выходной в неделю.

Формат соревнований и выставления оценок постоянен. Это позволяет фигуристам понимать во время настоящего соревновательного проката, где он недоработал и где потерял баллы.

Если помните, когда фигуристов "Хрустального" спрашивают об их прокатах, они всегда начинают с критики: "могли бы откатать лучше". В данной ситуации спортсмены просто знают, где они допустили шероховатости даже при чистом прокате и на что им стоит обратить внимание в дальнейшем. Это уже выработано на тренировках такими "местными соревнованиями".

-3

Еще один момент, на который стоит обратить внимание, это процесс подбора образов и музыки для программ. Аня практически слово в слово повторяет мысль, которую ранее озвучивала Этери Тутберидзе.

Этери Георгиевна говорила о том, что для нее главное - сочетание со спортсменом и возможность рассказать о чем-то интересном через музыку.

Примерно то же самое, но другими словами говорит Аня, подчеркивая, что образами занимается команда тренеров - Этери Георгиевна Тутберидзе, Даниил Маркович Глейхенгауз и Сергей Викторович Дудаков.

Настолько хорошо знают каждого спортсмена, какой образ он лучше передает на льду, какая хореография ему больше подходит, какой темперамент и характер в жизни. Думаю, это помогает тренерам идеально подобрать образы для нас. Они предлагают нам варианты для короткой и произвольной программы, дают нам послушать, чтобы мы почувствовали эту музыку и образ. Потому что в течение всего года ты будешь катать эту программу и очень важно каждой клеточкой ощущать то, что ты катаешь, чтобы достучаться до зрителей, которые смотрят, до судей, которые оценивают, чтобы это тронуло их и вызвало отклик.

По мнению Ани, эксперименты с постановками оправданы в детском возрасте, когда ты только ищешь себя, пытаешься понять, что тебе лучше удается передать. Также фигуристка отмечает, что выигрышность постановки зависит от попадания в образ, а не быстрой или медленной музыки.

Тут очень важно выбирать под спортсмена. Не надо брать быструю или медленную и думать, что это понравится судьям. Им нравится, когда музыка идеально совпадает со спортсменом, и он хорошо ее передает. В детском возрасте можно экспериментировать, пробовать что-то разное, брать и быструю, и медленную музыку, искать то, что больше по душе. У меня в детстве всегда были более театральные постановки, я катала яркие образы из "Розовой пантеры", из "Семейки Аддамс", в которых я изображала конкретных персонажей. Но вообще стараюсь совмещать разные композиции, особенно в произвольной программе: есть и быстрая часть, и медленная, чтобы не было монотонности в программе, чтобы менялся ритм твоего катания, чтобы не наскучило и было интересней смотреть.

И, наконец, самый ключевой момент - контроль оборотов при тройном и четверном прыжках. Щербакова отмечает, что фигуристы не считают оборотов, это невозможно сделать, так как все происходит очень быстро.

В начале мы изучаем двойные прыжки и запоминаем ощущения во время их исполнения. Затем изучаем тройные прыжки. Изначально ты изо всех сил вкручиваешься, и получается тройной прыжок. Затем постепенно привыкаешь, и те же самые движения становятся легче. Здесь все идет на ощущениях. Бывает такое, что после того, как приучаешься к тройным прыжкам, перестают получаться двойные, ты их перекручиваешь, потому что по привычке сильнее вкручиваешься в прыжок и немножко теряешься в ощущениях, но это обычно первое время. Я, например, даже сейчас не все двойные прыгну, потому что мы их не тренируем: забыла те самые ощущения, перекручиваю прыжки, прыгаю тройные и четверные. Так что, наверное, это прежде всего от ощущений и от того, что мы их постоянно тренируем, есть постоянный опыт исполнения этих элементов.

Получается, спортсмен запоминает свои ощущения во время того или иного прыжка. Он знает силу толчка, время полета в воздухе в группировке, момент приземления и выезда. Благодаря тренировкам эта информация прочно отпечатывается в мозге. Поэтому и необходимо отключать эмоции на соревнованиях и доверять своему телу, которое знает, как сделать тот или иной элемент.

И, кстати, в этом кроется момент индивидуальных особенностей исполнения прыжков. Например, некоторые фигуристы выезжают недокрученные прыжки, они просто так выучились и по-другому не могут.

Вот такое интересное интервью получилось у Ани. Если вы отметили еще какие-то интересные моменты, то пишите о них в комментариях. Полная версия ИНТЕРВЬЮ.

Спасибо за внимание 🥰!
Не переключайтесь и подписывайтесь на 👉НАШ КАНАЛ👈, нас уже более 6 тысяч)))
Делитесь своими впечатлениями в комментариях, вместе смотреть фигурное катание интереснее 🧐.
Заказывайте темы статей, мы обязательно разберемся в этих вопросах вместе 🤗.

#аннащербакова #этеритутберидзе #даниилглейхенгауз #сергейдудаков #фигурноекатание #фигурноекатаниеновости #спорт