Найти тему
Елена Кузнецова

Какими видели русов арабы? Рассказ ибн Фадлана об обычаях русов

Очень познавательно ознакомиться с их видением русов. Ведь история Руси и России написана лишь с одной точки зрения - под диктовку самих русов. Летописи писались монахами, которые находились в подчинении русов. Разве может подневольный человек написать свое мнение, правду? НЕТ. Он может лишь эзоповым языком ее доносить, а писать будет хвалебные речи в адрес своих поработителей. И в историю вошел рассказ о том, что славяне не способны были договориться между собой, поэтому для наведения порядка в их стране призвали из-за моря племя русов. А русы , значит, способны порядок наводить. Смешно.

Известно довольно большое количество рассказов арабов о племени русов. Ничего хорошего о них они не пишут. Кроме того, что это лучшие мореплаватели того времени и отличные воины.

В 921-922 годах халиф ал-Муктадир (908–932) отправил посольство к волжским булгарам для укреплении в вере ислама тех булгар, которые уже стали мусульманами, и обращении в ислам еще неверующих. Секретарем этого посольства и миссионером, наставником в вероучении, был некий Ахмад ибн ал-Аббас Ибн Фадлан. После возвращения домой ибн Фадлан написал книгу об этом путешествии, она называется "Рисала" ("Записки").

Примечательно, что Хазарию (Козарское царство) они обходили стороной. Козары (хазары) не жаловали арабов?

Правителем булгар в те года был хан Алмуш, а ставка его находилась южнее впадения реки Камы в реку Волга. Кто в кого впадает - это еще вопрос. Есть версия, что Кама древнее Волги. Хороший обзор слияния двух рек открывается с горы Лобач. По легенде название горы Лобач связано с именем хана по имени Обач. У него было две дочери: Идель и Кама. Они поспорили между собой, кто из них красивее, говорливее, обаятельнее. Хан, узнав об этом, устроил между девушками соревнование. Они стали состязаться, кто кого переговорит, перетанцует…. Это не понравилось верховному хану. «Раз ты такой жестокий отец, спокойно смотришь на спор дочерей, у тебя каменное сердце!». Чтобы хан Обач весь свой век смотрел на то, как его дочери спорят друг с другом, верховный хан превратил его в скалу. А дочерей, чтобы они всегда спорили и перекликались, - в реки. Небольшое видео о том месте:

На берегах Волги ибн Фадлан встретил отряд русов-торговцев и описал увиденное. Образ их жизни не понравился арабу, ни стыда, ни чистоплотности не было в них. Вот, что он писал о русах:

Он сказал: Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл. Я не видал [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож, [причем] со всем этим он [никогда] не расстается. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. И от края ногтей иного из них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [картинок] и тому подобного.
А что касается их женщин, то на [каждой] их груди прикреплена коробочка, или из железа, или из серебра, или из меди, или из золота, или из дерева в соответствии с размерами [денежных] средств их мужей. И у каждой коробочки – кольцо, у которого нож, также прикрепленный на груди. На шеях у них мониста из золота и серебра, так что если человек владеет десятью тысячами дирхемов, то он справляет своей жене один [ряд], а если владеет двадцатью тысячами, то справляет ей два [ряда] мониста, и таким образом каждые десять тысяч, которые он прибавляет к ним [дирхемам], они прибавляют [ряд] мониста его жене, так что на шее иной из них бывает много [рядов] монист.
Самым великолепным украшением [считаются] у них [русов] зеленые бусы из той керамики, какая бывает на кораблях. Они делают [для их приобретения] исключительные усилия, покупают одну такую бусину за дирхем и нанизывают [их] в качестве ожерелий для своих жен.
Дирхемы русов – серая белка без шерсти, хвоста, передних и задних лап и головы, [а также] соболи. Если чего-либо недостает, то от этого шкурка становится бракованной [монетой]. Ими они совершают меновые сделки, и оттуда их нельзя вывести, так что их отдают за товар. Весов там не имеют, а только стандартные бруски металла. Они совершают куплю-продажу посредством мерной чашки.
Они грязнейшие из творений Аллаха, – они не очищаются ни от экскрементов, ни от урины, не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они, как блуждающие ослы. Они прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атыле, – а это большая река, – и строят на ее берегу большие дома из дерева. И собирается [их] в одном [таком] доме десять и двадцать, – меньше или больше. У каждого [из них] скамья, на которой он сидит, и с ними [сидят] девушки-красавицы для купцов. И вот один [из них] сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. А иногда собирается [целая] группа из них в таком положении один против другого, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и наталкивается на него, сочетающегося с ней. Он же не оставляет ее, пока не удовлетворит своей потребности.
Племя русь приплыло на наши земли из Скандинавии. Это отличные воины, добывали все своим мечом. Только туземцам было от этого не радостно...
Племя русь приплыло на наши земли из Скандинавии. Это отличные воины, добывали все своим мечом. Только туземцам было от этого не радостно...

У них обязательно каждый день умывать свои лица и свои головы самой грязной водой, какая только бывает, и самой нечистой. А это [бывает] так, что девушка является каждый день утром, неся большую лохань с водой, и подносит ее своему господину. Он же моет в ней свои руки, свое лицо и все свои волосы. И он моет их и вычесывает их гребнем в лохань. Потом он сморкается и плюет в нее и не оставляет ничего из грязи, чего бы он ни сделал в эту воду. Когда же он покончит с тем, что ему нужно, девушка несет лохань к сидящему рядом с ним, и [этот] делает то же самое, что сделал его товарищ. И она не перестает подносить ее от одного к другому, пока не обнесет ею всех, находящихся в [этом] доме, и каждый из них сморкается, плюет и моет свое лицо и волосы в ней.
И как только их корабли прибывают к этой пристани, тотчас выходит каждый из них, [неся] с собою хлеб, мясо, лук, молоко и набиз, чтобы подойти к длинному воткнутому [в землю] бревну, у которого [имеется] лицо, похожее на лицо человека, а вокруг него маленькие изображения, а позади этих изображений – длинные бревна, воткнутые в землю. Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему, потом говорит ему: «О мой господь, я приехал из отдаленной страны, и со мною девушек столько-то и столько-то голов и соболей столько-то и столько-то шкур, – пока не назовет всего, что прибыло с ним из его товаров – и я пришел к тебе с этим даром», – потом [он] оставляет то, что имел с собой, перед [этим] бревном, – «итак, я желаю, чтобы ты пожаловал мне купца, имеющего многочисленные динары и дирхемы, чтобы он покупал у меня в соответствии с тем, что я пожелаю, и не прекословил бы мне ни в чем, что я говорю». Потом он уходит.
Итак, если продажа для него будет трудна и пребывание его затянется, то он снова придет со вторым и третьим подарком, и если [для него] будет затруднительно добиться того, чего он хочет, он понесет к каждому из маленьких изображений подарок, попросит их о ходатайстве и скажет: «Это – жены нашего господа, дочери его и сыновья его». Итак, он не перестает обращаться с просьбой то к одному изображению, то к другому, просит их искать у них заступничества и униженно кланяется перед ними. Иногда же продажа пойдет для него легко, и он продаст. Тогда он говорит: «Господь мой удовлетворил мою потребность, и мне следует вознаградить его». И вот он берет некоторое число овец или рогатого скота, убивает их, раздает часть мяса, а оставшееся несет и оставляет между тем большим бревном и стоящими вокруг него маленькими, и вешает головы рогатого скота или овец на это воткнутое [сзади] в землю дерево. Когда же наступит ночь, придут собаки и съедят все это. И говорит тот, кто это сделал: «Господь мой уже стал доволен мною и съел мой дар».
Если кто-либо из них заболел, то они разобьют для него палатку в стороне от себя, оставят его в ней, положат вместе с ним некоторое количество хлеба и воды и не приближаются к нему и не говорят с ним, особенно если он бедняк или невольник, но если это лицо, которое имеет толпу родственников и слуг, то люди посещают его во все эти дни и справляются о нем. Итак, если он выздоровеет и встанет, то возвратится к ним, а если он умрет, то они его сожгут. Если же он был невольник, они оставят его в его положении, [так что] его едят собаки и хищные птицы.
Если они поймают вора или грабителя, то они поведут его к длинному толстому дереву, привяжут ему на шею крепкую веревку и подвесят его на нем навсегда, пока он не распадется на куски от ветров и дождей.

Перевод А. П. Ковалевского по: Ибн Фадлан 1956. С. 141–146.

Коротко подытожу написанное о русах арабом ибн Фадланом:

Оружие русов - это топор, меч и нож. Тела их украшены татуировками. Женщины носят на своих грудях какие-то коробочки, а на шее монисто. Чем богаче муж и сама женщина, тем больше на ее шее рядов монисто.) Деньгами у русов считаются шкурки белок и соболей. Они приплывают на земли Востока и строят бревенчатые дома на берегах Волги. Нечистоплотны. Не моют рук после еды. Все по утрам умываются в одной и той же лохани воды: "каждый из них сморкается, плюет и моет свое лицо и волосы в ней". Совокупляются с девушками на глазах своих друзей. Поклоняются бревнам с лицом, приносят им дары в виде еды. После успешной торговли приносят в жертву баранов. Заболевшего они относят в отдельную палатку, оставив ему пищи, не навещают бедолагу. Умрет, так сожгут, а выздоровеет, сам выйдет. Воров русы вешают на деревьях.

Вот так описывали жизнь русов со стороны. Совсем другое видение, чем в летописях, не правда ли? И ничего прекрасного в этих людях не заметно...