Найти тему
Цитадель адеквата

Тайна перемещения гигантских блоков в Древнем Египте

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Наряду с обработкой гранита без железных зубил, тайна перемещения блоков огромной массы без техники традиционно волнует критически настроенную общественность. Причём, объяснения, что почти весь найденный специалистами ЛАИ гранит всю жизнь считал себя известняком, а для обработки камня даже в XIX веке применялись не зубила (и даже не лазерные болгарки), а молоты и трение, — малопродуктивны. Вопросов много и к перемещению блоков, ибо в Египте, как известно, нет дерева, чтобы сделать катки.

Но, кстати, о деревянных катках. На фреске, изображающей транспортировку 60-тонной статуи, видно, что египтянами используются не катки, а салазки. Ибо, во-первых, для использования катков требуется дорога с твёрдым покрытием, а во-вторых для больших тяжестей деревянные катки просто не пригодны. Соответственно, основным способом транспортировки боков там, где это невозможно было осуществить по воде, для египтян было волочение. По мокрому песку. На рисунке показаны, рабочие, льющие воду под полозья.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

На салазках в таких условиях один человек может тянуть килограммов 300-400. Не весь день, конечно. Но учитывая, что каменоломни, откуда брался камень для пирамид, в норме располагались по периметру строительной площадки, — реже в сотнях метров, — даже самый массивный блок — 2.5 тонны, — 8-10 рабочих могли дотянуть на одном нецензурном дыхании. В статуй на картинке запряжено 172 человека, — что вполне (как и сам способ транспортировки) соответствует нормативам XVIII-XIX веков для такой операции.

На самой пирамиде в отсутствии песка блок тянулся по гладкому слою глины или алебастра, которыми заливались уже уложенные блоки. И этот алебастр большей частью до сих пор на своём месте. Но к площадке — там где не было песка — грузы могли доставляться и с меньшими усилиями — на сферических или цилиндрических подкладывавшихся под салазки катках. Каменных, естественно, — они тоже никуда не делись.

Катки, однако, египтяне использовали реже. По причине упомянутой выше. На катках, конечно, проще было, но для их использования прежде требовалось вымостить камнем дорогу... А. Вот. Сделать, как практиковалось в Европе, деревянные рельсы, египтяне действительно не могли — дорого выходило, учитывая необходимость доставки леса с верхнего Нила. Вынужденно ограничивались многократно используемыми салазками.

Учитывая же, что место выемки камня часто менялось, по мере того, как срубалась очередная скала в покрывающемся пирамидами долине, строительство временных дорог, обычно, представлялось не оправданным. Тем не менее, найдены и дороги с параллельными бороздами от катков.