Найти в Дзене

Страницы истории книгоиздательства и книжной торговли А. С. Суворина (1882 – 1912 годы)

В предыдущих статьях блога «Забытые страницы русской литературы» мы говорили о работе книжных издательств М. О. Вольфа, Н. П. Карбасникова, А. Ф. Девриена; об издателе и редакторе журнала «Вестник Европы» М. М. Стасюлевиче; о многолетней книгоиздательской деятельности династии Глазуновых. Несправедливо будет не вспомнить уникальное книжное издательство Алексея Сергеевича Суворина; работа данного издательства во многом определяла направления развития читательских интересов интеллигентных петербуржцев на рубеже веков. В 1880 – 1910-е годы основной объём книг выпускали издательства во главе с М. О. Вольфом, А. С. Сувориным, А. Ф. Марксом, И. Д. Сытиным – все перечисленные книжные издательства возникли во второй половине 19 века; все они отличались универсальностью и высоким уровнем издательской деятельности. Книги, выпущенные в перечисленных издательствах, неизменно пользовались спросом и уважением читающей публики.

Издательская марка типографии А. С. Суворина и К
Издательская марка типографии А. С. Суворина и К

Хронологические рамки жизни Алексея Сергеевича Суворина – 1834-1912 годы; в 1877 году Сувориным была открыта типография в Петербурге; два адреса на карте Петербурга исторически связаны с типографией Суворина: сначала типография разместилась по адресу – Малая Итальянская улица (ныне – улица Жуковского), дом 47; в конце 1877 года типография была переведена по новому адресу – Эртелев переулок (ныне – улица Чехова), дом 13. В 1878 году на Невском проспекте, дом 40 был открыт книжный магазин А. С. Суворина; а в 1882 году произошло важное событие: было основано книжное издательство А. С. Суворина. Именно с этого момента начинается история издательства, уникальная и интересная для исследователей истории «книжного Петербурга» рубежа 19-20 веков.

Здание Типографии А. С. Суворина на улице Чехова (Эртелев переулок) дом 13, наши дни
Здание Типографии А. С. Суворина на улице Чехова (Эртелев переулок) дом 13, наши дни

Думается, во многом стремительный и прочный успех Суворина на книгоиздательском пути был обусловлен тем, что Алексей Сергеевич не понаслышке знал о трудностях и особенностях работы и журналиста, и рядового сотрудника редакции, и начинающего издателя. В начале 1870-х годов А. С. Суворин работал в газете «Санкт – Петербургские ведомости»: писал фельетоны и недельные обозрения столичных событий под псевдонимом «Незнакомец». «Недельные очерки и картинки» - так называлась рубрика, которую вёл Суворин. Фельетоны А. С. Суворина отличались краткостью формы, остротой сюжета; автору были свойственны наблюдательность и чувство юмора – это ценили и читатели фельетонов Суворина, и редакция газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Профессионально занимаясь журналистикой, умный и наблюдательный Суворин понял главное: в новых социальных условиях пореформенной России второй половины 19 века открываются большие возможности для развития журналистики и книгоиздательского дела.

У Суворина появляется идея открыть своё собственное дело, и он начинает стремиться к её осуществлению. В 1867 году в Петербурге была основана либеральная газета «Новое время»; к сожалению, газета не была популярной среди читающей публики Петербурга – руководство редакцией газеты переходило из рук в руки, дела шли всё хуже и хуже (как водится – когда нет талантливого и ответственного человека, ведущего издательские дела). В конце концов газета «Новое время» окончательно потеряла свой круг читателей, а скромное имущество редакции (главным образом – мебель и обстановка приёмной), – было продано с торгов. Именно в таком разорённом виде в 1876 году газету «Новое время» приобрёл А. С. Суворин; контора редакции газеты «Новое время» находилась по адресу: Невский проспект, дом 38. Постепенно, благодаря стараниям А. С. Суворина – его ответственному и честному отношению к делу возрождения читательского интереса к газете, подбору талантливых сотрудников для работы в редакции газеты, приглашению для публикации на страницах газеты известных петербургских учёных и литераторов, – газета «Новое время» обретает известность, увеличивается её тираж. Постепенно издание газеты перестаёт приносить только убытки своему издателю; у газеты «Новое время» складывается свой круг читателей, издание газеты начинает приносить стабильный доход. Суворин принимает решение: денежные доходы от издания газеты «Новое время» направить на издание книг. Таким образом, открытие типографии в 1877 году (спустя год после того, как газета «Новое время» перешла в руки А. С. Суворина) стало отнюдь не случайным везением. Открытие типографии – обдуманный шаг на пути к осуществлению задуманного; открытие типографии – результат долгого и кропотливого труда.

Редакция газет «Новое время» и «Вечернее время» на Невском проспекте в С.-Петербурге. Публика читает вывешенные на здании телеграммы с последними известиями с фронта. Фото 1914.
Редакция газет «Новое время» и «Вечернее время» на Невском проспекте в С.-Петербурге. Публика читает вывешенные на здании телеграммы с последними известиями с фронта. Фото 1914.

С самого начала Суворин стремится к тому, чтобы типография его издательства была оснащена самым современным оборудованием. В типографии Суворина появляются ротационные машины с применением стереотипа; появляется фотоцинкография; на страницах газеты размещаются иллюстрации. Не менее важен и такой факт: с 1880-х годов при типографии А.С.Суворина была открыта специальная школа типографского мастерства – как правило, выпускники этой школы начинали работать в типографии Суворина: в середине 1880-х годов в типографии работает многочисленный штат профессиональных рабочих-типографщиков; качество печатной продукции, издаваемой в типографии Суворина, постоянно растёт.

Как мы уже сказали, Суворин имел книжные магазины на Невском проспекте по адресу: Невский проспект, дом 40; Невский проспект, дом 58. Но первое книжное издание Суворина вышло в свет значительно раньше, чем были открыты книжные магазины на Невском проспекте: в 1872 году был выпущен «Русский календарь», составленный лично Сувориным, лично им отредактированный.

Далеко не случайно сразу после приобретения типографии А. С. Суворин сразу увеличивает свою книгоиздательскую деятельность: в типографии, расположенной в Эртелевом переулке (ныне – дом 13), - было два отделения: для печатания газет и для печатания книг. Во многом именно поэтому (а также учитывая увеличение книгоиздательской деятельности в перспективе) в 1884 году для типографии в Эртелевом переулке было возведено новое каменное здание.

Наибольшую известность Суворину принесли издания серий «Дешёвая библиотека», «Научная дешёвая библиотека».

Сразу внесём необходимое уточнение: название серии - «Дешёвая библиотека» - не означает выпуск книг, примитивных и неинтересных по смысловому содержанию; не означает безвкусного и непродуманного оформления книг. Наоборот: именно издание книг серии «Дешёвой библиотеки» принесло Суворину настоящую славу интеллигентного издателя, издателя – просветителя. Книги серии «Дешёвая библиотека» издавались большими тиражами и стоили совсем не дорого, но были востребованы читающей публикой (прежде всего – учащейся молодёжью: гимназической и студенческой аудиторией) прежде всего из-за своей содержательности, точности изложения научных и исторических фактов.

И. В. Гёте. «Фауст». Изд. А. С. Суворина, 1890. Обложка
И. В. Гёте. «Фауст». Изд. А. С. Суворина, 1890. Обложка

С начала выпуска серии (1879 год) по 1912 год (год кончины А. С. Суворина) в серии «Дешёвая библиотека» было выпущено около 500 наименований книг; общий тираж составлял более миллиона экземпляров. Как выглядели книги «Дешёвой серии» ?... Каждая отдельная книжка серии – карманного формата; в твёрдом коленкоровом переплёте; по цене – не дороже 40 копеек. Каждый выпуск серии был подчинён определённой научной тематике: были выпуски, связанные с историческими науками; были выпуски, связанные с публикацией мемуаров исторических деятелей; были выпуски, включающие произведения русской классической литературы (её «золотого века» - Пушкинского времени); были выпуски серии, включающие произведения античной литературы.

Справедливо будет отметить: именно успех выпуска книг «Дешёвой библиотеки» гарантировал Суворину основной доход, создавал материальную базу для задумки и реализации новых издательских проектов.

Например, в 1887 году в серии «Дешёвая библиотека» вышло 10-томное собрание сочинений А. С. Пушкина; 10 томов («карманного» формата) были напечатаны тиражом в 100 тысяч экземпляров. Успех Суворина был таков, что многие Санкт-Петербургские газеты на своих страницах разместили репортажи, посвящённые дню, когда в магазинах Суворина на Невском проспекте, и в магазинах издательства «Новое время» в других районах Петербурга происходила продажа собрания сочинений А. С. Пушкина.

«Такого дня не было никогда. Книжный магазин… подвергся решительной осаде. В двенадцатом часу дня все 6000 экземпляров, приготовленные на этот день, были распроданы. «Сочинения Пушкина» в издании Суворина печатались в количестве 15000 экземпляров… В Петербурге и в других местах в один день продано одного этого издания до 10000 экземпляров. Такого факта не было ещё никогда с самого начала русской книжной торговли». – «Новое время». 1887. 31 января. «Наблюдатель». 1887. № 2. С. 27.

Пушкин А. С. Сочинения. Издание третье. Собрание сочинений карманного формата к 50-летию со дня смерти А. С. Пушкина.
Пушкин А. С. Сочинения. Издание третье. Собрание сочинений карманного формата к 50-летию со дня смерти А. С. Пушкина.

Как мы уже сказали, кроме «Дешёвой библиотеки» в издательстве А. С. Суворина выходили и другие книжные серии. Кроме того, некоторые из книжных изданий (прежде всего – изданий, наиболее популярных среди читателей; или, наоборот: изданий, наиболее редких и интересных), – Суворин выпускал в двух вариантах. Малым тиражом – для элитарного читателя (коллекционеров редкой книги; библиофилов), – в изящном оформлении, на качественной тонированной бумаге, с роскошными иллюстрациями. И большим тиражом – для массового читателя (но массовый тираж не означал плохого качества издания и ошибок редактора, издателя, типографских рабочих. Просто – издание было значительно более скромным по материалам).

Итак, в издательстве Суворина выходили «Научная дешёвая библиотека», «Новая библиотека». Кроме того, выходила уникальная серия исторических мемуаров. Именно с издательством А. С. Суворина связано начало ежегодного издания адресных справочных книг – «Вся Россия», «Весь Петербург», «Вся Москва». За точность и логику изложения фактографического материала в данных справочниках Суворину должны быть благодарны не только его современники, но и далёкие потомки: учёные – краеведы, исследователи истории Петербурга на рубеже 19-20 веков!...

Разумеется, пользовались огромным успехом подарочные издания Суворина – прежде всего это были книги по истории искусства: «Историческая портретная галерея», «Императорский Эрмитаж», «Рембрандт», «История Петра Великого», «Эллада и Рим». Впервые в России А. С. Суворин стал выпускать факсимильные издания книжных раритетов; например, славу и честь издательству Суворина составила книга «История Петра Великого» А. Г. Брикнера – книга была напечатана всего в 60 экземплярах, роскошно иллюстрирована и рассчитана на узкий круг читателей – знатоков истории Петровского царствования…

Обложка журнала "Исторический Вестник", 1910 год.
Обложка журнала "Исторический Вестник", 1910 год.

Кроме газеты «Новое время» Суворин выпускал ежемесячный научно-популярный журнал «Исторический вестник»; журнал был основан в 1880 году. Научным редактором «Исторического вестника» был талантливый и глубокий историк, честный и порядочный журналист С. Н. Шубинский. С таким сотрудником Суворин мог быть спокоен за свой журнал – «Исторический вестник» нашёл свой круг читателей и среди учёных – преподавателей Петербургского университета, и среди тех читателей, кто только ещё начинал свой путь в мир исторических наук. В «Историческом Вестнике» существовал тематический раздел, в котором публиковались исторические романы, повести, новеллы.

Наверное, было бы несправедливо не сказать о том, что в профессиональной жизни Алексея Сергеевича Суворина немаловажную роль играло личное заинтересованное и доброжелательное общение с литературным кругом Петербурга.

Суворин был гостеприимным хозяином, интересным и остроумным собеседником; ему были свойственны литературный вкус и читательская интуиция. В доме Суворина собирались многие видные писатели, журналисты, актёры. Адреса А. С. Суворина на карте Петербурга таковы (разумеется, Суворину и его семье дом не принадлежал полностью – семья Суворина снимала на продолжительное время квартиру в бельэтаже): Малая Итальянская (ныне – Жуковского) улица, дом 18; позднее – Эртелев переулок (ныне – улица Чехова), дом 6. В 1923 году впервые был опубликован «Дневник» А. С. Суворина, – ценный исторический источник для учёных – культурологов и краеведов, изучающих своеобразие общественной и литературной жизни Петербурга конца 19 – начала 20 веков. Но нельзя не отметить, что интеллигентность, доброжелательная открытость, уважительное отношение к коллегам, свойственные Суворину, отнюдь не противоречили его деловым качествам. Порядочность и честное отношение к своему делу, предприимчивость и внимание к быстро меняющейся ситуации в мире книжного Петербурга позволили Суворину так поставить работу своего книгоиздательства: к началу 20 века годовой доход фирмы превышал 1 миллион рублей; в 1903 году было основано «Контрагентство А. С. Суворина и К», ставшее вскоре полным монополистом по продаже книг и периодических изданий «Нового времени» на транспорте.

Издательство А.С. Суворина. Невский проспект, 42. Начало 20 века.
Издательство А.С. Суворина. Невский проспект, 42. Начало 20 века.

В 1911 году А. С. Суворин преобразовал свою фирму в акционерное общество «Новое время» ; действительно, Суворин был самым крупным книжным миллионером не только Петербурга, но всей России: в начале 20 века фирме Суворина принадлежали 6 книжных магазинов в Петербурге, Москве, Саратове, Ростове-на-Дону; книжных киосков «Нового времени» в начале 20 века по России насчитывалось 1600. Но дело не только в количестве выпущенных книг и успешно торговавших печатной продукцией магазинов! Самый главный секрет успеха Суворина – в уважении к своим читателям, в постоянном стремлении повышать профессиональный уровень книгоиздательской фирмы, в поиске новых идей и возможностей, связанных с требованиями времени.

#литература #история литературы #издательство #суворин

Хобби
3,2 млн интересуются