Любые перемены в жизни провоцируют наш мозг активизироваться, изучать, запоминать и выстраивать новые нейронные связи. Этот процесс называют адаптацией, его сложность и длительность индивидуальны для каждого человека.
«На носу» новый учебный год. Родители первоклашек и малышей, впервые собирающихся в детский сад, в ужасе еще с мая. Посмотрим на процесс детской адаптации с точки зрения физиологии. Каков ее механизм? И что мамы и папы могут сделать, чтобы не сойти с ума от переживаний и помочь детям привыкнуть?
Специалисты считают, что привыкание к любому новому событию в жизни у детей длится не меньше 6-7 недель. При этом, каждый перерыв, даже если это несколько пропущенных дней, может замедлить, а иногда и обнулить весь процесс. Как только мозг завершит формирование новых нейронных связей и импульс пойдет «по накатанной» - вы непременно это заметите.
Фазы адаптации
Первая фаза. Вариант первый: «Какая еще адаптация?»
Может длиться несколько недель. Ребенок «затаился», никаких признаков адаптации не проявляет. Легко и, будто бы, привычно собирается каждое утро в школу или сад, истерик не устраивает… А дальше родителей ждет сюрприз в виде второй фазы – фазы усталости. Малыш бубнит, бурчит, всем недоволен, напряжение нарастает. Две-три недели вся семья «как на иголках».
Фаза третья. Бунт. Вулкан взрывается. Здесь, в зависимости от характера ребенка и обстановки в семье возможны варианты: громкие истерики, болезнь (ОРВИ каждые две недели), «диверсии» (сменку забыл, рюкзак потерял, голова болит, ногу подвернул), пассивная агрессия.
Первая фаза. Вариант второй: протест. Обсуждения «почему нам не надо в сад и в школу» с утра до ночи, слезы, мольбы, попытки шантажа. Если адаптация началась с этой фазы, считайте, что вам повезло. Ребенок не держит в себе напряжение и тревогу, дает эмоциям выход, позволяет родителям отследить страхи, все проговорить, объяснить, успокоить.
Фаза четвертая. Плато. И «тихушники» и «бунтари» немного успокаиваются, уже освоились на новом месте, усвоили новые правила игры, запомнили воспитателей или учителей, познакомились со сверстниками. Уже стало интересно, любопытно. Но они вам в этом ни за что не признаются.
Фаза пятая. «Шаг вперед, два назад». Два дня собирается в садик активно, быстро и с желанием, один – вообще с кровати не поднять. Три дня делает уроки, потом день – не делает, потом вообще занятия прогулял. Хорошие новости. После многократного повторения четвертой и пятой фазы нервная система ребенка действительно привыкнет и примет новый порядок, осознает, что новые условия, может и не идеальны, но уж точно не опасны. Плохие новости. Все это время родителям нужно терпеть, принимать, поддерживать и стараться не срываться.
Фаза шестая. Развилка – улучшение или регресс. Большинство детей привыкли к новому распорядку. Теперь ходить в школу или садик даже нравится. Новые нейронные связи заработали. Адаптация состоялась. Поздравляем.
Часть детей еще не адаптировалась и попала в регресс. Это один-два шага назад в развитии, временная потеря одного или нескольких из последних освоенных навыков на фоне стресса. Например, трехлетний малыш пользовался горшком и вдруг разучился. Или первоклашка давно уже сам умывался и быстренько одевался по утрам. А теперь – то забудет, что умыться надо, то с носками борется по 20 минут…
Родителей детские «откаты», мягко говоря, выводят из себя. Попытки бороться с регрессом, стыдить, отчитывать – эффекта обычно не приносят. Ребенок нервничает, пугается, регресс только усиливается. В этот момент очень важно донести самому себе и близким, что ребенок не делает этого намеренно, не притворяется и не манипулирует. Таков физиологический механизм проживания стресса.
Реакция тела
Стресс при адаптации выражается не только «плохим» поведением детей, но и сбоями в работе организма:
· нарушения сна, ночные кошмары – проговариваем и развеиваем страхи, вводим новый приятный ритуал подготовки ко сну, чаще обнимаемся;
· сниженный аппетит, «психологические» запоры – налаживаем питание, контролируем водный баланс, делаем упражнения для улучшения моторики кишечника, при необходимости – используем деликатные детские слабительные средства;
· усиление аллергических реакций – контролируем возможные контакты ребенка с аллергенами вне дома, используем прописанные доктором детские препараты от аллергии, которые не вызывают сонливости и вялости;
· агрессия, апатия, снижение концентрации внимания – проговариваем и прорабатываем страхи, проверяем уровень магния, восполняем дефицит;
· снижение иммунитета, частые ОРВИ – закаляемся, правильно питаемся, занимаемся спортом и активными играми, во время болезни грамотно снимаем симптомы, ограничиваем посещение сада или школы.
Адаптация к детской адаптации. Что делать родителям?
Само понимание и принятие того, что ребенку потребуется около 2-3 месяцев чтобы адаптироваться к детскому саду или школе сделает нашу жизнь несколько проще. Ключевым словом здесь будет «терпение». Этот процесс все равно придется проходить еще много раз. Запасаемся терпением и спокойствием. Не торопим события. Даем детскому организму время на подстройку.
Если адаптация затянулась дольше, чем на 3 месяца – стоит разобраться, в чем причина медленного привыкания. Поговорить с воспитателями/учителями. Если необходимо, попросить помощи психолога.