Найти тему
"Хомо люденс"

4 положительных героя советского кино, за которых неловко и порой cтыднo

Оглавление

Мы воспринимаем их положительными. Но краснеем за их слова, действия. А самые восприимчивые из нас даже перекручивают сюжеты, где эти герои особенно неказисты.

Приведу 4 примера.

1. Ольга Рыжова в «Служебном романе»

Героиня Светланы Немоляевой в советской комедии Эльдара Рязанова показана как явно положительная. Но она порой (да что там – частенько) ведет себя не самым умным образом… и заставляет испытывать неловкость за нее даже самых непредвзятых зрителей. Например, она:

  • начинает думать о «друге юности» в аккурат тогда, когда ее собственный муж проходит восстановление после oпepaции. Казалось бы, именно сейчас ее супругу нужно не просто формальное присутствие рядом, но искреннее учаcтие, эмоциональное тепло. Ан нет – как только муж уезжает в санаторий, жена обращает свое внимание на «нового-старого» друга;
  • обращает внимание-то Ольга не абы на кого, а на весьма социально продвинутого товарища («Ты шикарно живешь, Юрка»). На фоне ее собственных постоянных авосек со скучными курицами все эти его «сыр швейцарский, маслины греческие» выглядят довольно престижно. Так что не такая уж наша Рыжова и бескорыстно нecчacтная влюблeнная;
  • приходит на вечеринку домой к Самохвалову, которого вроде как некогда любила, но который нынче женат на другой. Зачем приходит? Как насчет женской гордости? Явно ведь Юра ей предпочтение не отдает;
  • находясь у Юры дома, сидя за столом и поедая еду, приготовленную его супругой, попутно ее язвительно критикует – мол, «я готовлю этот салат лучше, чем твоя жена»;
  • буквально навязывает Юре танец и в этот момент – находясь, напомним, в паре шагов от его благоверной, – напоминает ему, как они с ним в студенчестве цeлoвaлись;
  • ну, а потом практически начинает Самохвалова «забрасывать письмами». Причем незапечатанные конверты передает ему через… секретаршу директора;
  • намеков Юры и даже его прямых уходов в сторону не понимает. Или якобы не понимает? Возраст-то у Оли стремительно движется к 40 годам – давно пора стать взрослой и видеть не только то, что хочешь увидеть, но и то, что есть на самом деле…

И потом, когда ей уже самым открытым образом говорят, чтобы она так не поступала, Рыжова грустно ходит по всё тому же рынку в поисках всё тех же грустных продуктов и грустно цитирует грустные стихи Беллы Ахмадулиной.

Ох. Лично мне всегда как-то неловко за эту героиню.

Кадр из комедии Рязанова
Кадр из комедии Рязанова

2. Женя Лукашин в «Иронии судьбы…»

Персонаж Андрея Мягкова в еще одной советской комедии Эльдара Рязанова всегда воспринимается публикой как положительный. Но время от времени возникают моменты, когда зрителю неловко за поступки этого героя, например:

  • критикуя Ипполита за многое, в том числе за ревнивый характер, Женя тоже ревнует, причем еще сильнее. И чувствует себя в этом праве почти сразу же после знакомства с девушкой (Ипполиту хотя бы для этого понадобилось гораздо больше времени);
  • «кaчaeт пpaва», пользуясь мягким характером новой знакомой. Подарком того же Ипполита, к примеру, Женя сразу распоряжается по своему усмотрению;
  • с прежней своей невестой никак не может расстаться, долго встречаясь с нею без любви. Что это – вариант «на всякий случай»? Лукашин ведь взрослый человек, вон людей лечит – может понимать, что девушка ему нравится не до такой степени, чтобы связывать с нею жизнь. А тогда зачем он держит ее рядом с собой столько времени? Натуральная «собака на сене»…

3. Теодоро в «Coбaке на сене»

Кстати, о «coбaке на сене». Главный герой комедии Яна Фрида в исполнении Михаила Боярского тоже вызывает некоторую неловкость. Он показан как нecчacтный влюблeнный, но сам же действует примерно в том же формате, что его Диана.

Так, бывшую свою подругу Марселу он держит рядом с собой сугубо для того, чтобы пoзлить peвнивую Диану. А как насчет чyвcтв самой Марселы? Подумать об этом ему невдомек.

Да и вообще не такой уж бескорыстный наш Теодоро. После очередной ссоры с госпожой печально говорит: мол, думал, что взлетишь, но нет… Словом, взлететь на лестнице общественной иерархии, поправив свой социальный статус, этот секретарь очень не против.

Лично мне стыдно за действия Теодоро и в отношении Марселы, и в отношении Дианы, ведь обеими он просто пользуется по принципу «приятное с полезным».

4. Гоша в фильме «Москва слезам не верит»

Кадр из фильма Меньшова с подписью от do-slez
Кадр из фильма Меньшова с подписью от do-slez

В кино Владимира Меньшова герой в исполнении Алексея Баталова, вроде бы, герой положительный. Но отдельные моменты просто режут глаз, например:

  • его вспыльчивость, нервозность;
  • его принцип чуть что хлопать дверью и уходить в зaпoй. Ведь подобные случаи будут повторяться. Ну, в этот раз он счел, будто Катя с чего-то (а правда: с чего, ведь не давала реального повода?) показала, насколько ее социальный статус выше его человеческого статуса. На самом деле это было отражением его собственного восприятия – он обиделся, что он, весь такой «на том простом основании, что я мужчина», вдруг оказался по должности гораздо ниже своей возлюбленной.

И вот за его поступки мне стыдно и перед Катей, и перед ее подругами, и перед ее дочкой. Все они благодушно простили Гошу за его действия. Но лишь именно «на том простом основании, что он мужчина». То бишь, если не «Гоша, Гога, Жора, Гора, Юрий», то Катя и не нашла бы себе больше никого, поэтому надо смириться.

А вы можете дополнить этот список, уважаемые читатели? За кого их киногероев неловко / стыдно вам?

п. с. Кстати, хотите узнать, насколько внимательно вы смотрели фильм «Москва слезам не верит»? Тогда проверьте себя, ответив на тест. :) И еще читайте другие описания наподобие этого в Дзен-подборке «Психологические кино-портреты».

кино актеры телевидение психология юмор #культура