Найти в Дзене
N + 1

Стрелец XVII века

Стрелецкое войско появилось в Русском государстве в XVI веке вместе с развитием огнестрельного оружия. «Огненые стрельцы» упоминаются уже как участники боевых походов на страницах Казанского летописца. В XVII веке, при царе Алексее Михайловиче, стрельцы стали регулярным пехотным войском.

«Мосгвардия» из стрельцов превратилась в универсальную силу. Стрельцы совмещали функции современных ФСО, полиции, внутренних войск, вооруженных сил, спецназа и МЧС. Русские мушкетеры охраняли царя и патриарха, несли гарнизонную службу, ходили в военные походы, патрулировали улицы, подавляли бунты и устраняли последствия пожаров.

Специальное министерство — Стрелецкий приказ — ведало материальным и хозяйственным обеспечением стрельцов. По свидетельству шведского шпиона Григория Котошихина, ведомство собирало средства для выплат заработной платы, выдачи сукна и хлебных запасов стрельцам.

Численность стрелецкого войска к концу XVII века достигала 55 тысяч человек, из них 22,5 тысячи числились в столице. Войско делилось на полки, которые тоже назывались приказами. В каждом приказе служили до тысячи воинов. Главным был Стремянный приказ — прообраз Федеральной службы охраны. Его бойцы охраняли Кремль и царскую семью. Вооружались стрельцы ружьями-самопалами, мушкетами и топорами-бердышами.

В стрелецкое войско набирали горожан — посадских и других свободных людей. Старшие стрелецкие чины — головы, полуголовы и сотники — избирались из знати, то есть бояр и дворян. В младшие командные звания — пятидесятники и десятники — стрельцы производились за заслуги. В XVII веке служба в стрелецком войске превратилась в пожизненную и наследственную повинность.

Стрельцы с семьями жили замкнуто, в слободах, расположенных около стратегических объектов. Например, в Москве — у стен Кремля, Китай-города, Белого и Земляного города. Слободы порой называли именами стрелецких голов. Например, Зубовская площадь в Москве появилась на месте слободы, где жили стрельцы под командованием головы Ивана Зубова, охранявшие Чертольские ворота Земляного города.

Стрельцы получали государственное жалование от государства. Размер зарплат зависел от воинского звания. Бойцы получали премии за выслугу и ранения и пользовались социальными гарантиями: имели право на земельные участки, частично освобождались от уплаты налогов. Стрельцам разрешалось беспошлинно заниматься малым бизнесом.

Власти следили за моральным обликом стрельцов. В наказе Невельскому стрелецкому голове Ивану Сунгурову говорилось о запрете стрельцам воровать, водиться с проститутками и играть в азартные игры. В Соборном уложении 1659 года стрельцам под угрозой пыток запрещалось употреблять табак.

Стрелецкие полки участвовали в военных кампаниях России в течение XVII века и отличились в Русско-польской войне, Русско-шведской войне и Азовских походах против Османской империи.

В Бунташный XVII век стрелецкие полки наводили общественный порядок в городах, но иногда занимали сторону протестующих. В 1648 году в Москве начался Соляной бунт: глава Стрелецкого приказа Борис Морозов добился ухода от наказания за коррупцию и произвол другого царского чиновника — Леонтия Плещеева. Очевидец писал, что, когда народ восстал на обидчиков, Морозов поднял шесть тысяч стрельцов для зачистки Кремля. Но часть командиров отказались выполнять приказ. Стрельцы обратились к царю с челобитной, что «верны Его Величеству», но не хотят ссориться с горожанами из-за тирана Плещеева. Царю пришлось выдать Плещеева на расправу митингующим.

Стрелецкое войско вынесло на плечах тяготы четырехлетней войны с восставшими крестьянами и казаками Степана Разина. Мятеж охватил нижнее течение Волги. Стрелецкие гарнизоны защищали волжские крепости: Царицын, Симбирск, Астрахань — и в итоге подавили восстание. Разин безжалостно расправлялся с пленными стрельцами. При взятии Царицына, современного Волгограда, казаки связали стрелецкого голову Ивана Лопатина и его подчиненных, бросили в воду и метали в беспомощных дротики.

Иногда стрельцам приходилось выполнять странные причуды начальства. Архидиакон Павел Алеппский записал, как патриарх Никон выколол глаза иконам, написанным во франкском и польском стиле, и велел стрельцам носить обезображенные образы по улицам, предупреждая москвичей о запрете написания таких икон.

После смерти царя Федора Алексеевича в России начался кризис из-за малолетства царевичей Иоанна и Петра. Стрельцы, опора трона, почувствовали себя политической силой. Солдаты возмущались взяткам и притеснениям начальников, невыплатам зарплат и двинулись на Кремль. Недовольством гарнизона воспользовалась семья первой жены Алексея Михайловича — Милославские. Возглавил мятеж глава Стрелецкого приказа князь Иван Хованский. Гнев стрельцов заговорщики направили на соратников второй супруги покойного царя — Наталии Нарышкиной. Мятежники привели к власти царевну Софью Алексеевну. Софья стала регентшей при Иоанне и Петре.

К концу XVII века царевич Иоанн умер, а подросший Петр забрал власть в свои руки. Стрельцы устроили новый бунт в 1698 году с целью возвести на трон царевну Софью. Они устали от военных походов и невнимания властей. К этому времени Петр уехал за границу в составе Великого посольства. Войска, верные царю, подавили восстание четырех стрелецких полков. Стрелецкие офицеры и солдаты оказались под следствием. Стрельцов допрашивали, истязали и казнили. Власти приговорили к смерти около тысячи человек. Петр I лично участвовал в допросах и рубил стрельцам головы.

Стрелецкие полки, избежавшие царского гнева, успели поучаствовать в Северной войне со Швецией и Прутском походе против Турции и в начале XVIII века уступили место новой армии, созданной Петром I по европейскому образцу.

***

Осталось всего четыре поста нашего цикла «Бытовой жанр». А еще заключительная публикация, где мы расскажем, как работали с источниками. «Бытовой жанр» — это цикл о людях, живших на территории современной России в разные эпохи. Он создается при поддержке АНО «ИРИ».