11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском (ныне Каменское) произошло столкновение двух самолетов «Аэрофлот» Ту-134 в результате которого погибли 178 человек. На борту лайнера летевшего из Ташкента в Минск находились 17 футболистов и сотрудников футбольного клуба «Пахтакор» направлявшихся на игру чемпионата СССР с минским «Динамо».
В 1977 году «Пахтакор» выступавший в первой лиге сумел прорваться в Высший дивизион.
В следующем сезоне клуб из столицы Узбекистана выступил отнюдь, неблестяще, заняв 11 место в турнирной таблице.
Весной 1979 года в Ташкент был откомандирован один из ведущих на тот момент советских футбольных специалистов Олег Петрович Базилевич, работавший до этого тренером киевского «Динамо», олимпийской сборной СССР 1976 года и по иронии судьбы тренировавший два сезона минское «Динамо».
По его собственным воспоминаниям «Пахтакор» образца 1979 года был замечательной командой:
«…Сказать, что в ней тогда подобрался отличный состав, мало. Этот состав подбирался годами, упорно и целенаправленно. Спасибо за это не только специалистам, работавшим до меня, – в этом заслуга и спортивного, и высшего руководства республики. Фактически «Пахтакор» был сборной Узбекистана, укомплектованной лучшими футболистами. Однако, несмотря на это, команда никак не могла поймать и удержать стабильную игру».
Под руководством Базилевича у команды из Узбекистана, казалось, открылось второе дыхание.
В разгар сезона ташкентские футболисты одержали пять побед подряд и спортивные разделы всех центральных газет запестрели заголовками «Пахтакор» рвется к медалям».
Конечно, история не знает сослагательного наклонения но по итогам того чемпионата «Пахтакор» вполне мог бы рассчитывать на одно из призовых мест в первенстве Советского Союза
если бы не трагедия, которая разделила историю клуба на «до» и «после».
В тот день к 9 утра команда собралась на базе, что бы отправится в аэропорт. По счастливой случайности Олега Базилевича с ними не было, он за два дня до того улетел в Сочи где отдыхали его жена и сын и должен был прилететь в Минск оттуда.
Не было так же массажиста команды Анатолия Дворникова, который проспал, и защитника Анатолия Могильного, который застрял где-то в пути. А вот капитан команды Михаил Ан накануне получивший травму и приехавший на базу чтобы проводить своих товарищей в последний момент принял решение лететь в Минск. Наверное, всё-таки у каждого человека своя судьба, которую не обманешь.
В 11:30 самолет взлетел. На борту Ту-134 было 84 человек, из которых 17 представителей «Пахтакора» и 12 детей. За 20 минут до этого из Челябинска вылетел ещё один Ту-134, направлявшийся в Кишинёв.
В 13:17 оба самолета вошли в зону, которую контролировал харьковский районный диспетчерский центр управления воздушным движением. По трагическому стечению обстоятельств на самом напряженном участке трудились стажер Николай Жуковский, работавший тогда всего 2,5 месяца. Его подстраховывал более опытный диспетчер Владимир Сумской, хотя по должностной инструкции делать это должен был начальник смены Сергей Сергеев.
За две минуты до трагедии Сумской проверив расчёты стажера с ужасом увидел, что самолеты, которые должны были разойтись с интервалом в три, минуты летят навстречу друг другу.
Он тут же передал команду одному из экипажей немедленно покинуть эшелон и, получив утвердительный ответ с облегчением выдохнул... А ещё через минуту было принято сообщение от экипажа АН-24 местной авиалинии, что они наблюдают падение ТУ 134 – го.
Как позже выяснилось при расследовании сигнал об опасном сближении, был передан экипажу следовавшего тем же эшелоном ИЛ-62.
Столкнувшиеся в воздухе самолеты упали в районе деревни Куриловка, где позже был установлен мемориал жертвам крупнейшей в истории советской авиации катастрофы
Через девять месяцев после происшествия состоялся суд, который признал виновными в происшествии авиа диспетчеров Жуковского и Сумского и приговорил каждого к 15 годам в колонии общего режима.
О произошедшей трагедии практически нигде не сообщалось, что являлось обычной практикой в СССР. Небольшое сообщение спустя несколько дней появилось только на последней странице «Советского спорта» и некролог в несколько строчек был опубликован в газете ЦК КП Узбекистана "Правда Востока". Однако похороны футболистов «Пахтакора» стали общенациональным выражением скорби всего Узбекистана. 17 закрытых цинковых гробов в аэропорту Ташкента встречали все руководители республики. По всему пути следования траурного кортежа от места где они отправились в свой последний полет, до Боткинского кладбища тысячи людей вышли проводить в последний путь молодых красивых парней чья жизнь оборвалась так нелепо.
Сразу же после трагедии по всем футбольным клубам Советского Союза был объявлен набор добровольцев в состав нового «Пахтакора» и уже 23 августа клуб из Узбекистана вышел на свой первый матч в Ереване против местного "Арарата". Игра закончилась со счётом 3:1 в пользу хозяев. Специальным постановлением Федерации футбола СССР «Пахтакору» на три года гарантировалось пребывание в Высшей лиге чемпионата СССР по футболу независимо от занятого места. К сожалению, за 11 лет выступлений в высшем дивизионе «Пахтакор» в своей игре не смог подняться до уровня своих предшественников реально претендовавших на медали чемпионата СССР.
В настоящее время является ведущим футбольным клубом Узбекистана и успешно выступает на международной арене в рамках Азиатской конфедерации футбола.