Спустя некоторое время — отправляемся дальше на маршрут. Вершина горы уже хорошо просматривается.
Тропа — идеально прямая — идёт по старой заросшей просеке.
Поднимаемся выше.
И выше.
И выше. Вершина Нуорунен представляет собой самую южную в Европе горную тундру с реликтовой растительностью.
Финский артефакт — цветной маркер на дереве, обозначающий туристический маршрут.Наши пока не научились так делать.
Информация с официального сайта национального парка «Паанаярви»:
На горе встречаются сейды — древние святилища саамов. Сейды представляют собой довольно крупные валуны, поставленные на мелкие валунчики — «ножки». По саамским поверьям, в сейдах жили духи умерших шаманов, поэтому они имели власть над всем происходящим. Эти святилища являются ценными историческими памятниками. На Нуорунен находится один из крупнейших сейдов.
Как мы с вами уже знаем, валуны на ножках — вовсе не обязательно сейды. Кто не знает — милости прошу в мои статьи про гору Воттоваару и про озеро Сейдозеро, где я очень подробно раскрываю тему сейдов.
Вершина горы. Ровно в тот момент, когда мы её достигаем, со стороны Финляндии приходит огромное злое облако, закрывающее добрую часть неба.
Наш изначальный план начинает внезапно трещать по швам. Ни о каком закате не может быть и речи. Остаётся надежда, что через несколько часов — аккурат к рассвету — ситуация с облачностью изменится в лучшую сторону.
До рассвета — около трёх часов. Гуляем по вершине горы.
Виды — шикарные. Можно сесть на какой-нибудь камень и долго-долго смотреть в разные стороны, думая о чём-то своём. В такие минуты все мирские дела и проблемы уходят куда-то очень-очень далеко — за пределы доступного взору мира. Как раз именно ради этих моментов я и забираюсь постоянно на всякие вершины.
Высота Нуорунен — 576 метров над уровнем моря. Нет уж и много по мировым меркам. Но по местным - достаточно, чтобы считаться самой высокой горой Карелии.
Летом здесь солнце заходит всего на пару-тройку часов. На часах — полночь, а вокруг — светло.
Раньше, в начале XX века, на вершине Нуорунен финская молодёжь из близлежащих хуторов ежегодно отмечала праздник Юханнус — аналог нашего Ивана Купала.
Но у нас сегодня свой праздник — день рождения Лёхи. Празднуем.
В ходе веселья на нас снисходит простая мысль: фальшфейеры, которыми сопровождается наш праздник, — сигнальные, ими обычно подаётся сигнал бедствия. И учитывая, что мы находимся ровно на вершине самой высокой горы Карелии, да ещё и на территории национального парка, вероятность того, что кто-нибудь нас заметит, например, инспекторы, обитающие на одном из кордонов, всё же есть. А если заметят — то, наверняка, вызовут отряд МЧС, который должен будет нас «спасти».
Сидим на вершине Нуорунен и фантазируем, как сейчас прилетят добрые спасатели на голубом вертолёте.
Конечно же, наши фантазии так и остаются лишь фантазиями.
Вид в сторону Финляндии. Пологая гора в правой части кадра — сопка Валтаваара, на вершину которой я поднимался прошлым летом, в ходе моей экспедиции к северным рубежам Европы.
Вообще, называть Нуорунен горой — не совсем правильно. Если быть точнее, это — сопка. По-фински — «tunturi», именно от этого понятия происходит русское слово «тундра».
На вершине Нуорунен довольно много висячих болот. Если есть желание отправиться в обратный путь с сухими ногами — гулять нужно очень осторожно.
Время рассвета. Облака лишь сгущаются. Довольствуемся узкой алой полосой над горизонтом и начинаем собираться в обратный путь.
Кстати, чуть не забыл, вот те самые валуны, которые в администрации парка называют сейдами.
Выглядят они, конечно, очень эффектно.
Но, всё-таки, считать их сейдами или нет — вопрос довольно спорный. С уверенностью можно сказать лишь то, что все эти каменные конструкции имеют исключительно естественное происхождение. Странно, что этого почему-то не знают в администрации парка.
Идём обратно.
Постепенно надвигается утро. Время — 3:20.
3:30
3:40.
Здравствуй, новый день.
Не переключайтесь!