Найти тему
Издательство Эдитус

Нужна ли муза для творчества?

Древние греки мудро предположили, что покровителями науки и искусств непременно должны быть музы–женщины. Уже тогда они заметили, что любовь и страсть – самые могущественные из человеческих чувств: охваченный ими мужчина открывает в себе бесстрашие, невиданную силу воли, воображение и дремавшие доселе творческие начала. Даже будучи направленной на иные, созидательные цели, эта энергия сохраняет свои божественные свойства и позволяет творцу покорять недостижимые ранее высоты.

С другой стороны, зерно мужского таланта – вещь чрезвычайно хрупкая и уязвимая. Сколько художников, поэтов или писателей ушли с творческого пути после первой же неудачи? А сколько их осталось в неизвестности, в тени своих более талантливых собратьев? Возможно, причина именно в том, что на своем пути они не встретили женщину, которая наполнила бы их энергией творения, стала бы для них музой и позволила явить миру скрытые способности?

Творцы, о которых говорят, пишут книги и снимают фильмы – запомнились нам не только своими гениальными произведениями. Каждый из них знаменит прежде всего тем, что выступал против норм и правил общества, шокировал и удивлял окружающих не только своими произведениями, но и поведением, образом жизни - ведь мощный поток сублимированной энергии должен был найти какой-то выход. Нет ничего удивительного и в том, что такая сильная личность привлекала множество поклонниц: известные музыканты, поэты и даже политические деятели славились многочисленными победами на любовном фронте.

Однако будем объективными: не имеет значения, сколько покоренных женских сердец оставили за собой такие творческие личности. Каждому из них в определенный момент встретилась та единственная, которая поверила в него, поддержала и полюбила, помогла преодолеть трудности и вдохновила на свершения. Кто-то нашел свою музу в самом начале, как Пушкин или Дали. Иным повезло только на третьей или четвертой попытке – как Есенину. Так или иначе, можно проследить удивительные совпадения: после встречи с этими женщинами мастера создавали лучшие свои картины, писали лучшие книги и совершали фундаментальные научные открытия, а после расставания – буквально теряли источник энергии для творчества.

Взять, к примеру, судьбу Татьяны Лаппа – первой жены писателя Михаила Булгакова. В начале 1920-х Булгаков был сельским доктором, страдающим от наркотической зависимости. Какие-то фельетоны для газет он тогда писал, но литературным творчеством заниматься всерьез не планировал. Только благодаря Татьяне ему удалось избавиться от наркотиков (она разбавляла морфин водой, постепенно снижая дозу). Кроме того, она фактически стала редактором его первого крупного романа «Белая гвардия». Благодаря ей писатель Булгаков обрел уверенность в своих творческих силах. Но после того, как к новоиспеченному автору пришла популярность, «муза» стала не нужна и писатель развелся с ней.