Квадрат оказался не квадратом.
«Чёрный квадрат» по праву считается одним из самых загадочных и спорных произведений искусства ХХ века.
Квадрат — вовсе и не квадрат. Ни одна из сторон «Чёрного квадрата» не параллельна остальным. Таким образом Малевич создал подвижную, динамичную форму.
Первоначально название картины звучало как «Четырёхугольник», и связано это как раз с тем, что эта фигура с точки зрения геометрии является именно четырёхугольником. К слову, правильное и полное название произведения — «Чёрный супрематический квадрат», но слово «супрематический» часто опускают.
Три в одном.
По задумке художника, “Чёрный квадрат” не является самостоятельным произведением. Он входит в состав триптиха наряду с “Чёрным кругом” и “Чёрным крестом”. Оба этих полотна Малевич создал в тот же год, что и свою первую картину. С них он тоже делал разные авторские копии, которые участвовали в различных выставках по всему миру.
Оказывается, именно под первой картиной экспертами Третьяковской галереи обнаружены еще две цветные композиции: кубофутуристическая и протосупрематическая. Остается загадкой причина написания художником трех картин на одном холсте.
- Кроме того, удалось "разглядеть" с помощью ренттена и надпись, сделанную, судя по почерку, рукой самого Малевича: "Битва негров в пещере глубокой ночью".
Образы.
Если долго смотреть на знаменитую картину, можно в ней что-то разглядеть. Причём разные люди видят разные образы – кому-то там чудится человеческий силуэт, кому-то ещё – стволы деревьев, а кто-то даже утверждает, что видит там фигуру жирафа.
Сам Казимир Малевич считал “Чёрный квадрат” главным произведением в своей жизни. Поэтому на похоронах художника, точнее, на проходившей по этому случаю панихиде, на стене висел оригинал картины (авторская копия 1923 года), тело покойного было накрыто холстом с чёрным квадратом, ещё один квадрат был изображён на гробу, а везли его на катафалке с аналогичным изображением на капоте.
Зачем Малевич написал эту картину?
Долгое время публика видела "Черный квадрат" вверх ногами. Лишь в 2015 году, когда была обнаружена надпись о "неграх в пещере", выяснилось, что изначально картина была повешена в Третьяковке вверх ногами, и целое столетие публика, таким образом, наблюдала картину в перевернутом виде. Впрочем, после того, как "Черный квадрат" повесили "правильно", ничего не изменилось.
Много вариантов выдвигалось относительно того, что хотел выразить художник этой работой: и вызов устоявшимся канонам живописи, и некое зашифрованное послание, и взгляд в пропасть своих фантазий. Ясно одно, «Черный квадрат» стал эпохальным событием в русской живописи того времени, раздвинув рамки консерватизма в искусстве и дав развитие новым именам и молодым дарованиям, пошедшим дорогой супрематизма.