Елена ШАРКОВА
10 августа 1793 года двери Лувра открылись для широкой публики – из королевского дворца он превратился в музей.
Крепость, замок, дворец, самый крупный и популярный музей в мире – вот история Лувра с XII века. Начиная с Франциска I, французские короли собирали собственные коллекции художественных произведений. Картины, рисунки, гравюры, скульптуры лучших мастеров требовали и отдельных помещений, и особого ухода – и всё это получали. Лувр был готов стать музеем.
Петербургский турист, задержавшись в каком-нибудь зале, взглянет в окно и вздрогнет – где я? Роскошные дворцовые интерьеры, музейные витрины, за окном река – как похоже… но нет, это Сена. Турист подготовлен, он знает, что в Лувре более 500 тысяч экспонатов, и за одно посещение, как в родном Эрмитаже, мало что можно увидеть. А время у туриста всегда ограничено. Что же главное посмотреть в Лувре, в какие залы идти?
Турист мысленно мечется. Да, конечно, стела с кодексом Хаммурапи, Милон Кротонский, «Свобода на баррикадах», «Прекрасная садовница», Пуссен, Тициан, Рембрандт… всего не перечислишь… И тогда турист решает прежде всего увидеть трёх главных женщин Лувра.
Джоконда, Венера Милосская и Ника Самофракийская.
Что в них такого? Они даже не красавицы, а у Ники, победно раскинувшей крылья над лестницей Дарю, вообще нет головы. Что там смотреть?
Есть что смотреть. Нельзя не посмотреть. Пусть стекло бликует, пусть вокруг толпятся и фотографируют. Но надо увидеть эту улыбку Джоконды, это спокойствие Венеры, это стремление Ники вперёд. Турист смотрит – и понимает: вот что искусство делает с человеком. Оно помогает остановиться хоть на мгновение, соприкоснуться с красотой, узнать что-то о собственной душе.
Для этого Лувр и стал музеем.