Как мастер создавал свой шедевр во дворце Стокле: эпоха модерн, орнаментальные изыски и золотые украшения
Краткая предыстория. В начале 20 века банкир и промышленник Адольф Стокле решил построить себе дом на окраине Брюсселя. Архитектором он пожелал видеть одного из самых радикальных представителей модерна - австрийца Йозефа Хоффмана. Дворец получился средним арифметическим между течением модерн и нарождающимся модернизмом - смелые эксперименты в архитектуре продолжились и в интерьере. Самым запоминающимся украшением интерьера стал знаменитый фриз, созданный Густавом Климтом.
Климтовский шедевр украшает столовую особняка: высокие гости банкира Стокле должны были ужинать в изысканной обстановке, ставшей апофеозом "золотого периода" в творчестве художника. Густав Климт создавал эскизы для этой работы в 1908-1909 годах, он был по-настоящему увлечен небанальной задачей - создать широкий орнаментальный фриз, украшающий три стены в помещении (четвертой были большие панорамные окна, выходившие в сад).
Климт подготовил эскизы в масштабе 1:1, а далее передал их в несколько мастерских, которых изготавливали мозаику, керамику и эмали - техника этого произведения сложная, многосоставная, впрочем, как и замысел.
Разрабатывая свою идею, Климт вдохновлялся искусством разных стран и эпох - византийским, египетским, японским и т.д. Вероятно, столь сложный замысел был обусловлен и самой коллекцией банкира Стокле, где были собраны шедевры мирового искусства всех стран и эпох, вкус коллекционера был весьма эклектичен.
Общее название фриза - "Древо жизни". Центральный образ фриза - само стоящее на цветущей лужайке дерево со спирально закручивающимися ветвями, украшенное различными геометрическими орнаментами. Черный сокол отсылает нас к египетскому богу Гору (бог неба и солнца), египетские иероглифические мотивы можно проследить и в орнаменте. Видите надписи на рисунке? Климт указал, что для создания фриза должны использоваться только самые лучшие материалы: перламутр, сусально золото и т.д.
Изящная девушка, чьи голова и руки сплошь в золотых украшениях, а наряд соткан из треугольников, символизирует ожидание. Изображая эту танцовщицу с нечеловеческим разворотом головы Климт вдохновлялся новейшими поисками в области современного танца и такими дамами как Айседора Дункан и Лои Фуллер. Чтобы понять, чего ожидает танцовщица, нужно обратиться к противоположной стене.
А на противоположной стене образ под названием "Упоение" - влюбленная пара, буквально соединившаяся в единое целое. Перекличка со знаменитым "Поцелуем" видна и невооруженным глазом). Если приглядеться, можно увидеть, что все-таки эта общая фигура состоит из двух, причем одеяние мужчины с геометрическим орнаментом, а женское платье - с растительным. Некоторые полагают, что в этом эскизе художник изобразил себя и возлюбленную Эмилию Флеге.
На узкой стене столовой Климт изобразил рыцаря, стража, охраняющего древо жизни. Если другие герои фриза вполне опознаваемы, то рыцарь представляет собой сплошное орнаментальное поле - здесь художник вплотную приблизился к созданию полностью абстрактной картины. Искусствоведы узнали о том, что это рыцарь благодаря открытке, которую художник отправил Эмилии Флеге и где расписал свой замысел.
По воспоминаниям современников, во время званых обедов глава семьи Стокле восседал во главе стола с этим рыцарем за спиной.
Фриз дворца Стокле, как по мне, безусловный шедевр, броский, сложносочиненный, философский. Один из гостей дома Стокле, увидев климтовский фриз, воскликнул: "Мне кажется, я на планете Марс!".
А вы какую планету представляете, глядя на это произведение искусства?
#густавклимт #модерн #дворец #мозаика #искусство #интерьер #особняк #дольчевита
Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного)