Чем отличаются искупление и спасение в христианстве можно прочитать здесь.
Существуют три основные теории искупления: юридическая, нравственная и органическая. В этой статье будет рассмотрена вторая из них.
Нравственная теория искупления прослеживается в трудах отцов Церкви с ранних веков, однако как стройная богословская теория она была сформирована довольно поздно. Её название предложил в 1915 г. профессор Казанского университета свящ. Николай Петров.
Суть нравственной теории искупления
Сущность искупления – в сострадательной любви. Иисус Христос через преодоление искушений и послушание Отцу явил высочайший пример для подражания.
Жертвенный подвиг Спасителя мира является нравственным примером самоотверженной любви. Страдания и смерть Христа были для того, чтобы верующие оценили силу Его душевных страданий и любви. Главное – сострадание Христа к падшему человечеству.
Центральным событием искупления является Гефсиманское борение и моление о Чаше, о котором Иисус Христос сказал: "душа Моя скорбит смертельно" (Мф. 26:38) и
"пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты " (Мф. 26:39).
"в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя" (Мф. 26:42).
С точки зрения теории, Крестная жертва – это только иллюстрация тайны, которая совершилась в Гефсимании.
Положительный момент нравственной теории: критика крайностей юридической теории, искажающей представления о Боге и Домостроительстве.
Недостаток нравственной теории: акцент на Гефсиманском борении, недооценка других событий Священной истории, имеющих не меньшее спасительное значение.
Сторонниками нравственной теории искупления были иерархи Русской Церкви: Патриарх Сергий (Страгородский) и митр. Антоний (Храповицкий).
Образы искупления в нравственной теории
Нравственной теории соответствуют следующие образы искупления:
1) Образ Агнца, который отражает понимание крестной смерти Христа как жертвы ради спасения человечества:
«Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин 1:29).
2) Образ Пастыря, полагающего жизнь за своих овец:
«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин 10:11)
«Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. ... и жизнь Мою полагаю за овец» (Ин 10:14-16)
3) Образ наставника, учителя. Дело искупления предполагает усвоение человечеством плодов искупительного подвига Христа и изменение способа его существования. Проповедь и учение Христа являются неотъемлемыми составляющими дела спасения:
«один у вас Наставник – Христос» (Мф 23:10)
Читайте: Юридическая теория искупления и Органическая теория искупления, а также: Искупление и спасение в христианстве