Найти в Дзене
Море, люди, корабли.

Легкий крейсер "Хелена", улучшение типа "Бруклин".

#войнанатихомокеане #легкий крейсер #флот сша #вторая мировая война

В 1930 году американцы и британцы породили Лондонский договор, которым они желали угомонить своих потенциальных противников, в частности Японию. Все бы хорошо, но и сами инициаторы попали под ограничения, оставшись с возможностью строить крейсера легкие с главным калибром не более 152 миллиметров и водоизмещением в 10 000 тонн. Американцы решили породить крейсер, который бы имел приличную защиту, а главное был бы способен отделать даже тяжелый крейсер благодаря высокой скорострельности 152 миллиметровых орудий главного калибра. Прикинули и посчитали, что 12 таких орудий в самый раз. Работа завертелась, в основу положили проект тяжелого крейсера "Нью-Орлеан", будущие "Бруклины" внешне имели с ним много общего. К 1932 году уже были готовы эскизные проекты из которых выбрали самый лучший, дело шло уже к закладке серии из четырех крейсеров, как в феврале 1933 пришли ошеломляющие новости из Японии. Японский флот сразил всех закладкой четырех крейсеров проекта "Могами" с 15 орудиями главного калибра в 155 миллиметров. Японцы утверждали, что вписываются в установленные ограничения по водоизмещению. Разумеется японцы скромно умолчали, что легким движением могут превратить свои легкие крейсера типа "Могами" в тяжелые, просто заменив трёхорудийные башни калибра 155 миллиметров, на двухорудийные калибра 203 миллиметра, данная возможность изначальна была заложена в проект "Могами".

Понятное дело, что закладывать корабли заранее уступающие вероятному противнику американцы не желали. Решено было принести в жертву защищенность новых крейсеров, чтобы увеличить численность орудий главного калибра, до уровня японцев в старом проекте не хватало трех орудий. Вариантов размещения главного калибра было два, либо четыре башни по четыре орудия, либо пять башен по три. Поскольку экзотические четырехорудийные башни под 152 калибр у американцев не исполнялись никогда, выбор пал на проверенные трехорудийные. Расположение пяти башен было решено сделать как у японцев, сосредоточив три из них в носовой оконечности, а две на корме, по классической линейно-возвышенной схеме. Серия из девяти легких крейсеров строилась в три этапа, сначала в августе 1933 заказали четыре крейсера, затем в августе 1934 дозаказали еще три и в 1936 были заказаны последние два крейсера. Герой повествования "Хелена" была самой младшенькой во всей этой серии, девятой по счету. Причина по которой "Хелену" и "Сент-Луис" выделили в отдельный подкласс - "Сент-Луис", состояла в том, что на этих крейсера изменили схему расположения силовой установки разделив ее на отдельные блоки, что повышало живучесть корабля, позволяя сохранять ход и энергоснабжение, даже при повреждении части установки. А вот внешне "Хелена" была не отличима от старших братьев.

Творчество авторов, исходники из свободных.
Творчество авторов, исходники из свободных.

Решение изгнать авиационную группу со всеми ее катапультами, ангарами, запасами горючего, подъемными кранами и прочим на корму позволило получить в центре корпуса полноценную батарею универсальной артиллерии, кстати японцы придерживались ровно таких же взглядов на этот вопрос. Заложили "Хелену" 9 декабря 1936, на воду спустили 28 августа 1938, а в строй она вошла 18 сентября 1939, Вторая Мировая шла уже 17 дней. Вплоть до вступления США в войну "Хелена" не вылезала из учений усиленно готовясь к неизбежным сражениям, то что воевать придется американцы понимали прекрасно, оставался лишь вопрос когда именно США вступят в войну?

Ответ на поставленный вопрос дали японцы учинив 7 декабря 1941 разгром базы ВМС США в Перл-Харборе. Нашей героине не повезло оказаться именно там в момент атаки, "Хелена" получила торпеду в борт. Все крейсера типа "Бруклин", включая "Хелену", не имели конструктивной противоторпедной защиты, просто удивительно и не совсем понятно почему.

Ремонт плюс модернизация продлились до середины 1942 года. Возвращенная в строй "Хелена" как раз поспела к битве за Гуадалканал. Первое сражение произошло в ночь с 11 на 12 октября в районе мыса Эсперанс, именно "Хелена" первой заметила противника своим радаром и первой открыла огонь по японским кораблям, успешно поразив японский тяжелый крейсер "Аоба", заставив последний выйти из боя. Затем последовало опять же ночное сражение 13 ноября и опять "Хелена" была на высоте, утопив один и повредив еще несколько японских эсминцев. Что в первом, что во втором случае "Хелене" везло и серьезных повреждений она не получала.

После победы на Гуадалканале, американцы стали готовить атаку на остров Новая Джорджия, именно здесь, еще конкретнее в заливе Кула удача от "Хелены" отвернулась. Она входила в группу контр-адмирала Эйнсуорта и обстреливала японские позиции в Эногаи-Инлит и Вила-Станморе. Закончив очередной обстрел 4 июля 1943 года "Хелена" вместе с группой пошла в Эспириту-Санто для пополнения запасов. В пути их застал приказ перехватить японские эсминцы осуществлявшие доставку подкрепления для гарнизона Мунды, подобные операции японских эсминцев вошли в историю под названием "Токийский экспресс". В ночь с 5 на 6 июля 1943 "Хелена" вместе с кораблями своего соединения вошла в залив Кула. Бой был скоротечен, в 01:57 установив устойчивый контакт с японскими эсминцами американцы открывают огонь, японцы уклоняясь пускают торпеды, в 02:04 в "Хелену" попадает первая торпеда. Крейсер получил серьезное, но не критичное повреждение носовой оконечности, но буквально через минуту в центральную часть попадает еще одна торпеда, а спустя чуть менее минуты, опять в центральную часть

Схема повреждений, картинка из свободных
Схема повреждений, картинка из свободных

корпуса, попадает третья торпеда. Повреждения были фатальны, изувеченная "Хелена" стала набирать воду, поступление воды быстро стало не контролируемым, последовал приказ покинуть корабль и "Хелена" скрылась под водой.

Ее найдут в 2018 году, по дню данные разнятся, в одних источниках 11 апреля, в других 24 марта, она лежит на глубине 860 метров рядом с островами Нью-Джорджия и достаточно неплохо сохранилась учитывая тяжелые повреждения. В том сражении она стала единственной потерей американцев и в серии крейсеров типа "Бруклин" она единственная утрата за всю войну. Кто знает, может расщедрись проектировщики на конструктивную противоторпедную защиту "Хелена" бы смогла уцелеть, теперь это вопрос без ответа, историю не переписать.