Найти в Дзене
Белые одежды

Искупление и спасение в христианстве

Иисус Христос в Гефсиманском саду
Иисус Христос в Гефсиманском саду

Слово «искупление» встречается в Священном Писании многократно, при этом используется греческое слово, которое буквально означает «освобождение за выкуп», выкуп того, кто сам не имеет возможности рассчитаться и освободиться.

В Ветхом Завете «искупление» в узком смысле – это выкуп, который иудеи приносили за своих первенцев, чтобы освободить их от служения Богу в храме. В широком смысле – это освобождение человечества за выкуп из царства греха, из под власти дьявола.

Пророчество об искуплении людей содержится в книге Исайи:

«грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. И назовут их народом святым, искупленным от Господа» (Ис. 62:11-12).

Понятие «искупление» напрямую связано с понятием «спасение».

Спасение человека – результат синергии Бога и человека и имеет две стороны: объективную и субъективную.

Объективная сторона спасения – это Искупительный подвиг Христа, всё, что сделано Богом ради спасения человека, не зависит от нашей воли и является даром:

«Вы спасены... и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2:8).

Субъективная сторона спасения – это усвоение искупительного подвига Христа каждым конкретным человеком через собственные усилия, и целиком зависит от его воли:

«со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп.2:12)
«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12)»

Искупление является одной из двух важнейших составляющих объективной стороны спасения:

1) Искупление плененного человека, совершенное Христом, – освобождение падшего человека от последствий грехопадения путём принесения Себя в жертву, «выкуп», принесённый Спасителем ради нашего освобождения.

2) Сообщение человеку полноты благ и возведение его на степень совершенства, превышающую ту, на которой находились первые люди до грехопадения.

В святоотеческом богословии под искуплением часто понимают объективную сторону спасения в целом. Отцы Церкви рассматривают искупление как примирение человечества с Богом и усыновление Ему. Они говорят об искуплении как о проявлении любви Божьей к человеку.

Сам Иисус Христос говорит, что целью Его пришествия в мир является искупление людей:

«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28).

Апостолы также говорят об искуплении:

«Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов» (1Пет.1:18).
«во Христе мы имеем искупление Кровию Его» (Еф.1).

Цель искупления совпадает с конечной целью творения, которая есть обожение человека и через него – всего мира.

Искупление состоит в устранении преград, которые отделяют человека от Бога:

  1. Грех – преслушание, рассогласование воли человеческой и воли Божией, бунт человека против Бога. Грех приводит к разрушению изначального единства между Богом и человеком.
  2. Проклятие – осуждение греха праведным судом Божиим, выражается в отчужденности человека от Бога как Источника жизни.
  3. Диавол – враг, который через свою власть над человеком стал князем мира сего.
  4. Смерть – следствие отчужденности от Бога, телесная и духовная, человек не имеет возможности своими силами выйти из этого состояния.

Читайте также: Юридическая теория искупления, Нравственная теория искупления, Органическая теория искупления