Найти в Дзене
StopGame - Об играх интересно

Безумнее, чем GTA: история серии Saints Row, часть 5

Оглавление

Saints Row 3, она же — Saints Row: The Third — это знаковый проект как для серии, так и для разработчиков с издателем. Но рассказ об игре стоит начать не с 2011 года, когда состоялся релиз, а с 2009-го, когда после выхода второй части появился вопрос, что будет дальше. Для руководителя студии Volition ответ был прост: подустав уже от криминала и освоив мощности нового приставочного железа, он захотел вернуться на Марс и продолжить историю шахтёров, которые борются за свою свободу!

Трудности разработки

Хотя руководители THQ увидели в глазах фанатов блеск от новостей о возрождении франшизы, продолжения не последовало. Зато состоялся релиз Red Faction: Guerilla — самой большой технодемки, когда-либо созданной сотрудниками Volition. Потому что не ради истории Майк Кулас захотел продолжить серию, а для реализации новой системы детальной симуляции разрушения любого здания. Конечно, пришлось пойти на огромное количество упрощений и ухищрений, однако, крушение построек в новой части Red Faction было настолько завораживающим и зрелищным, что, по-видимому, сверх меры захватило и самих авторов. В итоге публика получила пустой открытый мир, унылый до чёртиков сюжет и игровой процесс, основанный на повторах одного и того же.

«Как задумано» в игре работал только один режим — аркадные соревнования, где игроки мерялись друг с другом мастерством ломания дров. И стен. Вышедший в 2011 году сиквел попытался исправить недоработки оригинала, вернув обратно коридорность и добавив немного разнообразия в декорации, но… сделал это не совсем удачно. И если первая (после возрождения серии) часть продалась неплохо, то во второй раз фокус не удался. В общем, иронично, что проект с подзаголовком «Армагеддон» ознаменовал собой повторную смерть серии Red Faction.

Чего нельзя было сказать о Saints Row. Разработка третьей части стартовала практически сразу после того, как в магазины была отгружена вторая. Издатель THQ верил в свою новую интеллектуальную собственность, так что команда разработки получила карт-бланш. И тут перед авторами встал извечный вопрос, касающийся любого сиквела: «А что, собственно, делать, чтобы и старой аудитории угодить, и новичков привлечь?». Сначала приняли решение ничего не менять, а просто отпустить тормоза и позволить безумию вершиться всюду. И первые полгода Saints Row 3 была игрой даже не про Босса, а про полицейского под прикрытием, которого внедрили в банду «Святых».

-2

Но у команды не получалось увязать воедино серьёзность истории и бесшабашность геймплея. Эта проблема наблюдалась ещё в первых двух частях серии, просто выражена была не настолько ярко. Например, финальная миссия первой части с убийством злодея-политика на похоронах должна была стать катарсисом, а на деле превратилась в тупой парад фейерверков. Во второй части герой, едва выйдя из комы, без проблем сбегает из тюрьмы и врывается в здание суда. Ещё была беготня по ядерной электростанции. А ещё через пару минут после смерти кореша вы могли уже заливать окрестные улицы говном.

В этот момент из Saints Row 3 и родилась Saints Row: The Third, пропитанная ароматами таких отбитых (в хорошем смысле) фильмов, как «Пристрели их!», «Плохие парни 2», «Типа крутые легавые», «Козырные тузы» и «Команда А». Второй важный момент, который касался разработки третьей части, — повышенные требования к качеству. Окончательно приняв тот факт, что времени на пострелизную полировку THQ не даёт, авторы серии решили поменять подход: к выходу игры надо наполнить игру весельем по самое не могу. Но не каким попало, из-за чего велась политика жёсткого отсева идей.

-3

Тем не менее THQ верила в Volition и старалась поддержать каждую инициативу студии. Оттого анонс первого для студии хоррора inSANE, который случился в конце 2010-о на Spike Video Game Awards, не только содержал звучное имя Гильермо дель Торо, но на самом деле подразумевал выпуск целой серии!

Заодно издатели подогревали народную любовь к Saints Row. Первым звоночком стал известный в широких кругах товарищ 50 cent, который как бы между прочим проронил, что хотел бы экранизировать «Святых». Это было ещё в 2009-м. Следом, в 2010 году, уже президент THQ обозначил намерение отправить серию в кинотеатры. Но на деле заказал у своих небольших студий пару проектов, так сказать, «в поддержку».

Одним стал Saints Row: The Cooler — файтинг про клубного вышибалу, который от работы в рыгаловках продвигается к гораздо более злачным местам Стилуотера. Главная фишка — эксклюзивность управления с моушен-контроллеров типа Kinect и PS Move, которые тогда активно продвигались индустрией.

-4

А вторым стал диковатый симулятор снайпера Saints Row: Moneyshot. Каждый уровень в нём — небольшая сценка: есть героиня-стрелок, которая занимает позицию, есть цель, и есть декорации между ними. Задумка не в том, чтобы попасть в цель, а в том, что пулей в полёте можно управлять, чтобы взаимодействовать с окружением. То есть это скорее раннер, где вы управляете пулей, чем симулятор снайпера. Концепт — интересный, особенно с учётом того, что заряды бывают разные, а после успешного выстрела вам показывают сценку с его последствиями. Но главное — игра даже в канон могла войти, поскольку на одном из уровней целью становится Дэкс. Но выйти обеим играм было не суждено. Почему? Потому что вышло кое-что другое.

Saints Row: The Third

Внимательно посмотрим на первую катсцену. «Святые» — больше не банда, а огромная корпорация: с энергетиками, своим PR-отделом, контрактами на фильмы и прочей дребеденью. Однако быть гангстерами наши ребятки не прекратили, поэтому первое же, за чем мы застаём героев, — ограбление банка. Естественно, всё идёт не по плану, и мирная процедура сначала переквалифицируется в перестрелку, а затем в поездку верхом на украденном сейфе, которая заканчивается аварией.

-5

После нам дают немного перевести дух и создать себе персонажа, но только для того, чтобы ошарашить новостями: «Святые» крупно вляпались, потому что посягнули на банк, принадлежавший некоему Синдикату. И теперь его босс хочет обсудить дела на борту своего личного самолёта. В результате имеем, опять же, два последствия: во-первых, резвый малыш Джонни в третий раз за серию огребает, но теперь уже фатально, во-вторых, Босс устраивает чумовую перестрелку в воздухе, которая заканчивается пролётом через салон самолёта и приземлением в незнакомом городе — Стилпорте.

Причём сцена падения работает сразу на нескольких уровнях: это в кои-то веки плавное введение в новую локацию — мы видим весь город прежде чем оказаться на его улицах. К тому же падение — понятная метафора того, как «Святые» зазвездились, а затем шлёпнулись с небес на Землю. Вдобавок это задорный экшен с отличной структурой: перестрелка в самолёте, бой в воздухе, пролёт через самолёт, а следом опять пальба и приземление. Впрочем, для многих ценителей серии все достоинства перекрывались одним простым фактом: они убили Джонни Гэта!

-6

Убийство Гэта — решение, принятое не столько для демонстрации силы злодея, сколько для решения проблемы, которая преследовала сценаристов на протяжении двух игр: тотальной ненужности Джонни Гэта. Обратите внимание, в первой части Джонни ни разу не принимал каких-то важных решений. Он болтался где-то рядом, пропадал и появлялся со словами: «Давайте всё взорвём».

Сценаристы будто не знали, что делать с этой белокурой бестией. Во второй части персонажу придумали уязвимость и вместе с тем сдерживающий фактор в лице возлюбленной Аиши. Но она умерла. И к триквелу Джонни вернулся к изначальному амплуа: персонаж-психопат, который предпочитает сначала всё разнести на щепки, а вопросов даже не задавать.

И здесь возникла чисто нарративная проблема: эту роль вообще-то занимает протагонист! Это он палит во всё без разбору и веселится, потому что управляющий им игрок знает — происходящее нереально, и что машинки так смачно взрываются, а людишки складываются прикольным рэгдоллом ему на потеху.

-7

У каждого второстепенного героя в игре есть уязвимости, привязки. Линн оказалась в чужой паутине со связанными руками (сначала метафорически, а потом и буквально), и герой ей заменял эти руки. Дэкс слишком озабочен противостоянием с Джонни. У Шанди куча связей в самых разных кругах, но она — слабая девочка, которая любит веселиться, поэтому ей нужен Босс. Пирс — умный, но слишком замороченный на мелочах, вечно с кем-то соревнуется. А Гэт самодостаточен и психопатичен. Его «перк» — ультимативные боевые способности — подразумевает, что он хочет со всеми драться и побеждать. Но вообще-то это суперсила протагониста. Поэтому Джонни и укокошили.

Чтобы разрядить турбулентность, возникшую после смерти одного из ключевых для серии героев, игра знакомит с новым окружением. Стилпорт — город незнакомый, но, к сожалению, примерно такой же безликий, как и Стилуотер. Он выглядит опрятнее, но никакой сложной идентичностью не обладает. Зато здесь правит новая вражеская сила в лице Синдиката — международной преступной группировки, которая представлена тремя ветвями. Товарищи из банды «Морнингстар» — модные типчики и цыпочки, курирующие в городе преимущественно проституцию. Руководят ими близняшки Кики и Виола — вторую, кстати, озвучила Саша Грей. И вышло не так позорно, как с Терой Патрик.

-8

Далее идут неоновые хакеры «Деккеры». Командует ими Мэтт Миллер — гениальный выскочка. Третья банда — «Лучадоры», которых направляет отморозок Киллбейн по кличке Ходячий Апокалипсис. А над всеми тремя группировками стоит Филипп Лорен. Стильный, модный и, по идее, умный дядька. И «Святые» начинают копать под него, желая отомстить за смерть Джонни и поскорее свалить из Стилпорта в родной Стилуотер. Тут игроки обнаруживают, что Saints Row: The Third отошла от канонов первых двух частей: сюжетная канва по большей части стала линейной, а чтобы толкать её вперёд, уже не надо фармить респект.

С другой стороны, побочные активности принудительно встроили в обычные сюжетные миссии, белыми нитками пришив объяснение: это, мол, не просто так, а ради добычи информации и ослабления врагов. На самом же деле эти эпизоды нужны просто для того, чтобы немного растянуть хронометраж, ведь без них она проходилась бы часа за четыре. И вот, через несколько таких заданий начинается, наконец, жара: «Святые» врываются на склад Моргенштерна, а следом в небоскрёб, где живёт Филипп, и… знакомятся с Олегом.

-9

И тут перед героем впервые встаёт выбор: либо подорвать башню, либо оставить её себе. В первом случае вы получите вечное напоминание всем о том, что со «Святыми» шутить не стоит, а во втором — новую хату. Дальше развилки возникают не раз, однако почти все они имеют чисто косметический эффект, за исключением финальной. Так вот, казалось бы, «Святые» выполнили миссию, Джонни отомщён, можно валить из города, однако в пути наших корпоративных бандитов настигает ракетный дождь. А всё потому, что после смерти Филиппа управление Синдикатом взял на себя господин Киллбейн. И теперь ему надо самоутвердиться!

Итак, что в Стилпорте придётся задержаться, и Босс по старой привычке разыскивает очередную троицу героев, которые помогут разобраться с Синдикатом. Кинзи Кенсингтон — бывшая сотрудница ФБР, которая копала под Синдикат, но её подставил Мэтт Миллер, так что она хочет отомстить. Зимос — некогда ведал у ДеВинтер борделями. И Анхель Де Ламуэрте — мексиканский рестлер и бывший соратник Киллбейна. Правда, отношения у них не сложились, и «Эдди» на одном из матчей не очень честно отделал Анхеля, сняв с того маску. И теперь борец ищет мести.

-10

А дальше… игра снова берёт паузу и заваливает вас активностями, лениво прикрывая их объяснениями в духе: «Ты должен стать сильным, чтобы одолеть Киллбейна, поэтому катайся по городу с тигром в машине». После этого начинается мясо. Событийная часть происходящего уходит на второй план, а на переднем оказывается безбашенность и непредсказуемость.

Зимос продаёт Босса в секс-рабство, на контакт выходит Виола и сначала сдаёт им корабль, на котором должны прибыть девочки из Европы, а потом спешит заключить мир. Но тут на сцену врывается абсолютно новое действующее лицо, правительственная армия «Кабан» (Корпус АнтиБАНдитизма), и устраивает месиво, пытаясь устранить Босса и Виолу одним хлопком.

Разборка с Деккерами тоже свелась к очень простому сценарию. Сначала «Святые» украли какой-то невероятный компьютер, потом — удобное креслице для подключения к нему мозга, а следом внутри киберпространства происходит бойня. Она начинается с простого пиф-паф, а заканчивается махачем двух здоровенных — впрочем, какая разница, если они виртуальные? — не то мехов, не то просто монстров.

-11

Познав вкус поражения, Миллер сбежал поджав хвост. После этого «Святые» разыгрывают с корпусом антибандитизма классический размен: похищают известного актёра, исполнителя главной роли в сериале «Ночной клинок», а следом сторона ответчика похищает Шанди. И Босс, не без помощи развитой пластической хирургии, отправляется на их авианосец, чтобы спасти свою боевую подругу. Гладко всё, естественно, не проходит, но заканчивается хорошо.

Очередь страдать доходит до Киллбейна: Анхель хочет отомстить ему на громком рестлинговом мегасобытии Mureder Brawl 31, для чего предстоит убрать всех, кто должен принимать участие в шоу. Следом — достать маску Анхеля и вызвать Киллбейна на бой. Ну и, наконец, победить его в честном поединке, швыряя по рингу! Но «Кабан» не спит! И вводит в военное положение, а ещё притаскивает какой-то самолёт, при попытке изучить который Босс нечаянно учиняет катастрофу. Разбираться с зомби отправляют тоже наших ребят. И когда все проблемы кажутся улаженными, наступает финал: «Лучадоры» и «Кабан» устраивают разборки на улицах Стилпорта, а «Святым» это всё разгребать.

-12

В процессе выясняется пара неприятных фактов: Киллбейн затеял шумиху, чтобы свалить из города, а «Кабан», улучив момент, опять похитил Шанди с Виолой и собирается взорвать их вместе с городской достопримечательностью. И это развилка — одновременно убить Киллбейна, спасти Шанди, Виолу и памятник нельзя. В первом раскладе картинка выходит мрачной: Босс настигает Киллбейна, взрывает его самолёт, урабатывает самого плохиша, а затем принимается за правительственный воздушный корабль! Концовка со спасением чуть более оптимистична: сначала зачищаем памятник от толпы воинствующих болванов, а после в подобии боссфайта освобождаем заложниц.

И… всё. На этом очередное приключение «Святых» заканчивается. А какая из концовок считается каноничной, расскажем в следующий раз.