Здравствуйте, дорогие друзья!
Что видят туристы при въезде в новый город? Вокзал (или аэропорт)! Он должен быть парадным входом, визитной карточкой населенного пункта, должен настраивать гостей на хорошей отдых.
К сожалению, у нас не принято рассматривать вокзалы в качестве важной составляющей облика города или вообще отдельной достопримечательности. Лишь в Ивановской области я увидел хорошие примеры реставрации и ремонта вокзалов. Собственно, в Иваново и Шуе железнодорожные вокзалы стали настоящими мекками для туристов.
А что же с самой старой железнодорожной веткой страны? Конечным пунктом из Царского села стал ныне Витебский вокзал. Кстати, его не постигла судьба условного Ленинградского вокзала в Москве, который лишился всякой историчности, а похож больше на торговый центр из пластика...
С Витебским вокзалом произошла другая история. Он сохранил все свои интерьеры и мельчайшие детали и больше похож на музей, нежели на действующий вокзал. Странно только, что так мало людей знают об этом крутом месте и не включают его в свои планы поездки в Санкт-Петербург. Давайте прогуляемся!
Здание Витебского вокзала было построено в 1904 г. и стало одним из самых современных в Санкт-Петербурге. До этого было два вокзала. Самый первый по факту являлся лишь деревянным павильоном. А вот второй был построен в стиле классицизма знаменитым архитектором К. Тоном – любимцем Николая I.
Новый Витебский вокзал был выполнен в популярном в начале ХХ в. стиле модерн. Это видно уже с первого взгляда на здание. По своей форме оно напоминает паровоз. Башенка – это труба локомотива, а купол – головная часть машиниста.
Кроме того, модерн здесь виден во всем, включая самые мелкие детали. Как уже сказано выше, вокзал стал одним из самых современных зданий в городе. Здесь было проведено электричество, канализация, создали лифты для пассажиров и багажа (работает до сих пор!). Местные жители приходили сюда, как в музей.
До сих пор сохранилось очень много деталей. Здесь вам и ажурная ковка, и двери, и ручки, и даже оригинальные держатели перил. Мебель тоже оригинальная, ей уже более ста лет. Не могу поверить, что такое возможно в действующем вокзале. Сколько же добра в наше время разрушает, перекрашивает, "ремонтирует" РЖД...
Кстати об РЖД. Я нашел лишь несколько примеров, которые портят вид вокзала. Магазинчики со своими вывесками в световом зале смотрятся чужеродными. Ну и про магазины на перроне тоже не стоит забывать – уродство. В целом же претензий к сохранению исторической целостности у меня нет.
Конечно, больше всего впечатляют залы Витебского вокзала. Парадный зал называется так по праву. И позолота, и картины, и мраморная лестница, и бюсты, и лепнина. Больше похоже на какой-то дворец, нежели вокзал для обычных людей. Хотя император бывал здесь, ведь именно отсюда вела дорога в его резиденцию.
Поднимаемся выше и оказываемся в зале ожидания для пассажиров первого класса. Вот уж нечто. Растительные мотивы, росписи на стенах и потолке.
Самым крутым является модерновая арка, через которую можно пройти в бывший ресторан. К сожалению, сейчас проход невозможен.
Новшеством стал световой зал. Он выполнен с использованием естественного освещения. На сводчатом потолке находится окно, через которое попадает свет. Такие приемы начнут активно использовать 20-30 лет спустя конструктивисты.
Стоит отдельно сказать о дебаркадере. Это настоящее произведение искусства! Выходя на него, словно попадаешь в начало ХХ века! Особенно меня поразили железные цветочки на балках. Вот тебе и модерн во всем!
Кстати, Витебский вокзал, а точнее его аутентичную атмосферу и нетронутость облюбовали киноделы. Здесь снимали такие фильмы, как "Шерлок Холмс", "Улицы разбитых фонарей", "Вокзал для двоих" и многие другие.
Для обычных людей здесь проводят фотосессии. Действительно, людей здесь немного, всегда можно улучить минутку и пофоткать без помех. Ну а если подобрать образ начала ХХ века, то фотографии получатся слишком даже атмосферными, нигде такое найти нельзя.
К сожалению (или счастью), Витебский вокзал превращается скорее в музей, нежели выполняет свою прямую функцию. Поездов дальнего следования совсем немного, спасают только пригородные электрички. Но может в этом и плюс? А еще почитайте статьи об одном из самых крутых музеев Санкт-Петербурга!