Найти тему

Витебский вокзал – сокровище Санкт-Петербурга. Самый старый и красивый вокзал России.

Оглавление

Здравствуйте, дорогие друзья!

Что видят туристы при въезде в новый город? Вокзал (или аэропорт)! Он должен быть парадным входом, визитной карточкой населенного пункта, должен настраивать гостей на хорошей отдых.

Витебский вокзал.
Витебский вокзал.

К сожалению, у нас не принято рассматривать вокзалы в качестве важной составляющей облика города или вообще отдельной достопримечательности. Лишь в Ивановской области я увидел хорошие примеры реставрации и ремонта вокзалов. Собственно, в Иваново и Шуе железнодорожные вокзалы стали настоящими мекками для туристов.

А что же с самой старой железнодорожной веткой страны? Конечным пунктом из Царского села стал ныне Витебский вокзал. Кстати, его не постигла судьба условного Ленинградского вокзала в Москве, который лишился всякой историчности, а похож больше на торговый центр из пластика...

Витебский вокзал не имеет привокзальной площади как таковой.
Витебский вокзал не имеет привокзальной площади как таковой.

С Витебским вокзалом произошла другая история. Он сохранил все свои интерьеры и мельчайшие детали и больше похож на музей, нежели на действующий вокзал. Странно только, что так мало людей знают об этом крутом месте и не включают его в свои планы поездки в Санкт-Петербург. Давайте прогуляемся!

Здание Витебского вокзала было построено в 1904 г. и стало одним из самых современных в Санкт-Петербурге. До этого было два вокзала. Самый первый по факту являлся лишь деревянным павильоном. А вот второй был построен в стиле классицизма знаменитым архитектором К. Тоном – любимцем Николая I.

Новый Витебский вокзал был выполнен в популярном в начале ХХ в. стиле модерн. Это видно уже с первого взгляда на здание. По своей форме оно напоминает паровоз. Башенка – это труба локомотива, а купол – головная часть машиниста.

Новшество того времени. Багажный лифт сейчас не работает, к сожалению.
Новшество того времени. Багажный лифт сейчас не работает, к сожалению.

Кроме того, модерн здесь виден во всем, включая самые мелкие детали. Как уже сказано выше, вокзал стал одним из самых современных зданий в городе. Здесь было проведено электричество, канализация, создали лифты для пассажиров и багажа (работает до сих пор!). Местные жители приходили сюда, как в музей.

До сих пор сохранилось очень много деталей. Здесь вам и ажурная ковка, и двери, и ручки, и даже оригинальные держатели перил. Мебель тоже оригинальная, ей уже более ста лет. Не могу поверить, что такое возможно в действующем вокзале. Сколько же добра в наше время разрушает, перекрашивает, "ремонтирует" РЖД...

Кстати об РЖД. Я нашел лишь несколько примеров, которые портят вид вокзала. Магазинчики со своими вывесками в световом зале смотрятся чужеродными. Ну и про магазины на перроне тоже не стоит забывать – уродство. В целом же претензий к сохранению исторической целостности у меня нет.

Конечно, больше всего впечатляют залы Витебского вокзала. Парадный зал называется так по праву. И позолота, и картины, и мраморная лестница, и бюсты, и лепнина. Больше похоже на какой-то дворец, нежели вокзал для обычных людей. Хотя император бывал здесь, ведь именно отсюда вела дорога в его резиденцию.

Поднимаемся выше и оказываемся в зале ожидания для пассажиров первого класса. Вот уж нечто. Растительные мотивы, росписи на стенах и потолке.

Самым крутым является модерновая арка, через которую можно пройти в бывший ресторан. К сожалению, сейчас проход невозможен.

Новшеством стал световой зал. Он выполнен с использованием естественного освещения. На сводчатом потолке находится окно, через которое попадает свет. Такие приемы начнут активно использовать 20-30 лет спустя конструктивисты.

Стоит отдельно сказать о дебаркадере. Это настоящее произведение искусства! Выходя на него, словно попадаешь в начало ХХ века! Особенно меня поразили железные цветочки на балках. Вот тебе и модерн во всем!

Кстати, Витебский вокзал, а точнее его аутентичную атмосферу и нетронутость облюбовали киноделы. Здесь снимали такие фильмы, как "Шерлок Холмс", "Улицы разбитых фонарей", "Вокзал для двоих" и многие другие.

Для обычных людей здесь проводят фотосессии. Действительно, людей здесь немного, всегда можно улучить минутку и пофоткать без помех. Ну а если подобрать образ начала ХХ века, то фотографии получатся слишком даже атмосферными, нигде такое найти нельзя.

К сожалению (или счастью), Витебский вокзал превращается скорее в музей, нежели выполняет свою прямую функцию. Поездов дальнего следования совсем немного, спасают только пригородные электрички. Но может в этом и плюс? А еще почитайте статьи об одном из самых крутых музеев Санкт-Петербурга!

Если вам нравится мое творчество, буду рад любой помощи на развитие канала!

Как вам вокзал? Любите подобные места? Пишите в комментариях! Подписывайтесь на канал и на мой Instagram и Telegram. Спасибо, что дочитали до конца! До встречи!