У гонщика «Макларен» Ландо Норриса есть две совершенно разные стороны. Будучи одним из нынешнего золотого поколения исключительно талантливых молодых гонщиков Формулы-1, Норрис с его мальчишеским обаянием и остроумным, но полезным характером завоевал почти столько же поклонников, сколько захватывающих подвигов за рулем за три с половиной года в гонках чемпионата мира.
Несмотря на то, что 22-летний гонщик является одним из самых узнаваемых и ярких персонажей Ф1, проведите в его присутствии достаточное количество времени, и вы быстро обнаружите, что в нем столько же ума, сколько и шуток. Норрис не хочет скрывать свои эмоции. Он глубоко интроспективен. Иногда он может быть настолько самокритичным, что кажется, что он не хочет отдавать себе должное после того, что может показаться хорошим днем на трассе.
«С детства я, к счастью, привык побеждать в гонках и бороться за чемпионство», — сказал Норрис. «Вы попадаете в Формулу-1, а тут все наоборот. Ты должен научиться не побеждать и довольствоваться тем, что есть».
«Макларен» занимает пятое место в Кубке конструкторов после «Альпин», но почти полностью благодаря Норрису они вообще ведут борьбу с французами. Заняв третье место в 2020 году, возрождение «Феррари» в 2021 году означало, что «Макларен» откатился на четвертое место. С радикальными изменениями правил в этом сезоне были надежды, что «Макларен» сможет воспользоваться этим и стать более регулярным участником в битве за подиумы. Но когда в начале года они вылетели в Бахрейне из-за серьезных проблем с тормозами, быстро стало понятно, что такого же успешного сезона не будет.
«В этом году мы не оправдали наши надежды», — признается Норрис. «Например, у нас были хорошие темпы прогресса — команда находится в очень хорошем положении с персоналом и людьми, и мы не выполнили то, что нам было нужно. Таким образом, мы начали год с гораздо более сложной ситуации, чем должны были. Поэтому мы играли в догонялки — в большие догонялки, а не по мелочам».
Но не только «Макларен» отстал от лидеров. Три лучшие команды постоянно заполняют подиумные места и только Норрис был единственным гонщиком любой из семи других команд, который прорвался на подиум в 2022 году. Ожидал ли он, что у «Макларен» будет больше возможностей участвовать в битве за подиумы после изменений в правилах?
«Можно было бы на это надеяться, но просто люди до сих пор проделывают очень разную работу, выдвигая свои собственные идеи, и по-прежнему существует большая разница в скорости», — говорит Норрис. «Я бы не сказал, что в этом весь смысл машины — главное, чтобы мы могли просто гоняться и быть ближе к соперникам. Когда происходят новые изменения в правилах, всегда есть большие различия. Кто-то понимает правильно и точно понимает, что нужно машине, а кто-то нет. Вот почему есть большие различия в машинах. Чтобы понять, как все утроено и правильно работает, нужно несколько лет. Дайте новым правилам пару лет и я думаю поле выровняется и все сблизятся и придумают как улучшить свои машины, доведя их до предела. Как в прошлом году – это был самый близкий год для Ф1 за последние много лет, и гонки были хорошими и интересными. Теперь у нас есть абсолютно новая машина для гонок, и это только первый год новой эры, и иногда требуется пара лет, чтобы все немного наладилось».
Спустя более 1500 дней после победы Норриса в последней гонке — первой основной гонке сезона Ф2 2018 года в Бахрейне — чему он научился, подойдя так близко к своей первой победе на Гран-при России в Сочи в прошлом году?
«Это все давление лидерства в гонке», — улыбается Норрис. «Прошло много времени с момента таких эмоций. Я просто нервничал из-за того, что боролся за победу… ну или даже не боролся. Например, если бы я боролся за десятое место, а машина приближалась ко мне за пять кругов до финиша, я бы не нервничал. Я бы сказал себе: «Мне просто нужно продержаться пять кругов». Так что я бы не сказал, что чувствовал себя намного хуже, потому что боролся за победу. Конечно, я думал об этом, но в то время это не было похоже на то, что на меня так сильно давят, потому что я борюсь за победу, как мне удержать их позади?, и из-за этого не совершать ошибок. Это было не так. Я хорошо справился с той позицией, в которой находился. Принимать решения, которые мне приходилось с шинами, когда я лидировал в гонке — сложно. Было много случаев, когда «Мерседес», «Феррари» или «Ред Булл» были в выигрышном положении и совершали ошибки. Все ожидают, что мы никогда не ошибемся, но ошибаются все, включая гонщиков. Иногда это может быть сложно, но это определенно помогло мне и команде быть в лучшем положении, когда, надеюсь, мы снова окажемся в такой ситуации».
«Макларен» может быть очарован таким количеством талантливых гонщиков в настоящее время, но Норрис явно владеет сердцем команды. Продление контракта было тому явным доказательством. Норрис подписал контракт не для того, чтобы просто набирать очки и зацепиться за случайный подиум — он подписал его, чтобы выигрывать гонки.
«Я все еще верю в наш успех», — без колебаний отвечает Норрис. «Я не подписывал контракт с «Макларен», говоря: «В этом году я должен выигрывать гонки» — это было далеко от моих мыслей. Я все еще знал, что это займет добрых несколько лет — 2024–2025 годы станут первым периодом, когда будет все меньше и меньше оправданий, чтобы сказать: «Почему мы не в там, где должны быть?». Думаю, еще пару лет и мы сможем взяться за дело. Аэродинамическая труба и симулятор — все это мелочи, которые топ-команды оптимизировали в течение многих лет, а мы просто сильно отстали. Чтобы стать одной из команд-победителей, каждая область должна работать идеально на профессиональном уровне. За последние несколько лет для нас было слишком много вещей, которые не были на том уровне, на котором должны были быть. Есть некоторые вещи, к которым мы гораздо ближе, но все же нужно немного больше времени. Я знаю, что в этом году я здесь не для того, чтобы побеждать в гонках — я буду там через два или три года».
Норрис знает, что «Макларен» не только нужно развиваться, чтобы снова побеждать в гонках, но он также должен продолжать развиваться как гонщик. Не то чтобы ему нужно было, чтобы кто-то говорил ему об этом – он вполне счастлив признать, что становится более требовательным к своей команде в боксах.
«Мне кажется, что теперь, когда я что-то требую, это происходит потому, что у меня просто немного больше чувства, типа это то, что мне нужно от моей машины, или это то, что я хочу, и это заставит меня ехать быстрее», — объясняет британец. «Когда вы на первом круге, вы немного более настороженно относитесь к тому, заставит ли это изменение ехать быстрее? Может, я ошибаюсь? Вы просто никогда не хотите ошибаться, поэтому вы просто соглашаетесь с командой, когда говорите «да» и все такое. Но теперь, по уважительным причинам, у меня разные мнения, и я выскажу свое мнение, и мы обсудим его, после чего придем к лучшему результату. Когда я в машине, мне кажется, что я говорю что-то одно, но когда я слышу себя после, я чувствую, что схожу с ума. Мне кажется, что я просто что-то говорю, но потом это звучит совсем не так, как я ожидал. Даже когда я чувствую себя полностью озябшим. Очень легко просто интерпретировать вещи иначе, чем они есть на самом деле».
Как один из самых известных гонщиков на стартовой решетке, который регулярно показывает себя миру на Twitch и своем собственном медиа-предприятии «Quadrant», Норрис привык к тому, что о нем говорят. Он говорит, что уже много узнал о том, как вести себя в центре внимания общественности.
«У людей разные мнения о том, что кто-то говорит или как они это говорят, и все такое прочее», — говорит Норрис. «Ты также привыкаешь к людям, имеющим неправильное мнение. И под неправильным мнением я подразумеваю, что вы знаете, что одно дело так, и они уверены, что это другая причина или есть другое оправдание, хотя его просто никогда не было. Так что их мнение совершенно неверно. Когда они начинают верить в это и делиться этим, вот тогда вы расстраиваетесь, потому что у многих людей здесь есть платформа, которую можно использовать, поэтому, когда они начинают что-то распространять, это вас немного расстраивает, потому что просто типа: «Вы понятия не имеете, о чем говорите. Перестаньте думать, что вы делаете, когда это не так. Это Ф1. Это то, к чему нужно немного привыкнуть».
За три года своей карьеры в Ф1 в возрасте всего 22 лет у Норриса еще много всего впереди. Но что бы ни случилось с «Макларен» до конца этого сезона, он уверен, что его команда получит от него только лучшего гонщика, поскольку они продолжают стремиться к общему успеху.
«Я определенно чувствую, что стал намного более совершенным, более надежным и ценным пилотом, чем в прошлом году или даже два или три года назад. Еще есть много времени, чтобы сделать себя лучше», — добавил Норрис.
Больше новостей на Queen of Motorsport