Найти тему

Какое ТЗ, такое и ХЗ или клиент не всегда прав

Люди, которые нанимают писателей, делятся на три типа:

№1 - Те, кто сами не умеют писать интересные тексты, но хорошо понимают, каким должен быть хороший текст и могут составить техническое задание

№2 - Писать не умеют, чего хотят не знают, но и претензий особых к конечному результату не предъявляют

№3. Поди туда, не знаю куда

Заказчик, который относится к типу №1 - идеальный клиент. Работа за деньги в этом случае доставляет точно такое же удовольствие, как и ведение личного блога.

Была в моей жизни Аннушка. Она работала на выборах и регулярно подбрасывала заказы. Писала мне огромные тэзэшки. Она называла их бэкграундами. Подробнейшим образом расписывала какие чувства статья должна пробудить в читателе, какими качествами должен быть наделен кандидат. Каждое её задание раза в полтора по объему было больше, чем конечный продукт, который я делал в итоге. Однажды я спросил её:

- Аннушка, зачем тебе я, если ты на выдачу задания тратишь времени больше, чем я трачу на написание текста по твоему заданию?

- Потому что я не умею писать так, как ты, - ответила она.

Мои статьи очень нравились не только Аннушке, но и её кандидатам. И они всегда выигрывали.

Ещё очень комфортно сотрудничать с высококлассными сеошниками. Это программисты, которые занимаются SEO - поисковой оптимизацией. Например, был у меня такой проект: обратились пиарщики одного очень известного и уважаемого человека. В интернете стали появляться про него гадости. Не такие гадости, на которые можно подать в суд и заставить удалить, а вполне себе грамотно сформулированный негатив, который его дискредитировал. Надо было сделать так, чтобы люди, которые в Яндексе или Гугле ищут о нем информацию, не находили этих гадостей. Этим, собственно и занимаются поисковые оптимизаторы.

Сеошники написали подробнейшее техническое задание. Мне досталась задача - написать 25 текстов об одном и том же человеке. Тексты предназначались для поисковых роботов, но при этом они не должны были вызывать никаких подозрений у обычных читателей. Работа эта была насколько сложная, настолько же и интересная. Написанные мной статьи пиарщики разместили на коммерческой основе на уважаемых авторитетных интернет-порталах. И теперь кто бы что ни искал об этом замечательном человеке, первые две страницы поисковых результатов - это мои тексты.

К сожалению тип людей №1 встречается крайне редко. Чаще всего работать приходится с типом людей №2. И первый раз с таким клиентом - всегда лотерея. По первых, с такими людьми сложно заключить договор, потому что договор без ТЗ - это филькина грамота. Можно очень долго спорить, кто условия выполнил, а кто нет, если условия расплывчаты.

Тебе дают тему, а ты должен эту тему раскрыть так, чтобы клиенту понравилось. Чаще всего мне это удается. У заказчика могут быть замечания. Мы вместе правим, редактируем, доводим до логичного конца, который полностью устраивает заказчика. Не скажу, что работать с такими клиентами - это одно удовольствие, но это нормальная конструктивная работа, которая в итоге приносит материальное удовлетворение.

Третий тип - люди, от которых я стараюсь держаться подальше. Однажды один приятель познакомил меня со своим братом - сотрудником госкорпорации. Он попросил меня превратить научную статью в научно-популярную. Сложнейший текст, написанный физиком для физиков, объемом 40 тысяч знаков я сократил в пять раз и сделал понятным простому обывателю. Реакция заказчика меня убила:

"Очень здорово получилось! Но не совсем то, что нам бы хотелось. Давайте попробуем подать как-нибудь иначе".

Конечно этот человек был послан вместе с братом, который за него поручился. И не единожды. Спустя какое-то время он опять обратился с предложением посотрудничать и второй раз был послан. И он даже не понял - за что. Подумаешь человек потратил на тебя несколько часов своего времени, потрудился. Раз не получилось, то и платить не за что.

Но у меня то всё получилось. Это у него не получилось. Значит он свою неудачу на меня повесил. Не заплатить человеку за его труд - то же самое, что украсть. Для меня этот человек навсегда останется тем, кто меня обокрал.

Так что, дорогие заказчики, не умеете писать технические задания, принимайте мои тексты такими, какие они есть. Или пишите тексты сами.