Найти тему

18 Августа - День Авиации, День Воздушного Флота!

Всех Авиаторов и всех остальных поздравляю с большим праздником, - Днём Авиации! Это праздник, объединяющий всех, всех Авиаторов. Всех, имеющих отношение к Воздушному Флоту – гражданской и военной Авиации, лётчиков и техников, всех специалистов. Это день памяти всех поколений Авиаторов нашей славной Авиации! Всем крепкого здоровья и уверенности в большом будущем нашей Авиации! Ура! Ура! Ура!

Мне были заданы некоторые вопросы по сравнению Су-27 и МиГ-29, и по соотношению с американскими самолётами. Не могу считать себя большим специалистом, могу высказать своё, сложившееся за годы мнение, возможно ошибочное.

Су-27 по маневренности сопоставим с МиГ-29, хотя 29-й гораздо легче. На первых МиГ-29 не было СДУ и он по маневренности был даже хуже Су-27. В дальнейшем там стали устанавливать СДУ и маневренность МиГ-29 улучшилась.

Но Су-27 имеет гораздо большие размеры, вес, запас топлива, вооружения, большую дальность и продолжительность полёта, больше вооружения, более мощные двигатели. То есть гораздо большие возможности. Всё-таки по всей этой совокупности Су-27 превосходит МиГ-29.

За превосходство Су-27 говорят и те факты, что он продолжает улучшаться, модернизироваться. Появились Су-30, Су-35 и даже Су-34. До сих пор Су-27 не исчерпал своих возможностей. Можно уверенно говорить, что в своё время Су-27 был огромным прорывом в нашей Авиации.

Все современные американские самолёты F-16, F-18, F-15 и даже F-22 и F-35 не превосходят Cу-27.

В конечном счёте только реальная встреча в воздухе может поставить точку в этом мнении. Но, всё говорит о том, что ни один американский самолёт не превосходит Су-27. Большую роль в боевом соотношении самолётов может иметь и наземное, и воздушное, и космическое обеспечение противостояния наших и американских самолётов. Это реальности времени.

Таково моё сугубо личное мнение…

О самолёте Су-27:

Лётчик, находясь в кабине Су-27, управляя им, чувствует его мощь и лёгкость управления великолепного самолёта. Это ощущается каждой клеткой организма и приводит в восторг. На взлёте, выводя РУДы на максимал, даже не на форсаж, ты чувствуешь мощный толчок в спину, самолёт начинает энергично набирать скорость, буквально вскидывая нос на старте, тебя вдавливает в спинку кресла. Цифры нарастающей скорости мелькают на лобовом стекле. И вот берёшь ручку на себя и самолёт буквально прыжком отрывается от земли, именно – взмывая в небо…

В воздухе достаточно спокойно двинуть РУД вперёд, как многотонная тяга двигателей взревев рвёт самолёт вперёд и вверх, буквально вырывая его из-под тебя и вдавливая в кресло. Лёгким движением ручки управления ты направляешь самолёт вместе с собой как единое целое в любом направлении. Видишь и чувствуешь почти не ограниченные возможности великолепного и уникального самолёта. Это приводит просто в восторг и не может не вызывать гордости за ТАКОЙ - НАШ самолёт!!! О его возможностях, поведении в воздухе можно говорить бесконечно…

Прозвучал вопрос: - Осталась ли у меня нереализованная мечта полетать на каком-то самолёте? Отвечу однозначно и уверенно: - Нет! Считаю, что, мне повезло, - после Армии в Малой Авиации мне довелось полетать на нескольких типах самолётов:

- На великолепном и уникальном в своём классе Ан-2, простом и неприхотливом, прощающим почти любые ошибки. Просто насладиться его уникальными возможностями.

- На интересном и простом, послушном и хорошо управляемом Чмелаке (Z-37а) с хвостовым колесом, неприхотливом трудяге, который мог и парашютистов бросать, и планеры таскать.

- На двухмоторной Мораве (L-200), пятиместной, с роскошной пассажирской кабиной, похожей на салон Мерседеса. С великолепными лётными характеристиками и уникально простым и мягким поведением на посадке.

- На Саратоге-2 (Piper-32), без преувеличения сказать, роскошном «деловом» самолётике с кожаными сиденьями, с великолепным оборудованием, включая автопилот и навигационную GPS систему, не уступающей по своим возможностям системам на самых современных пассажирских самолётах.

- Но все эти самолёты не идут ни в какое сравнение с Як-52-м. Ни в какое! Як-52 самый уникальный самолёт, с которым я сталкивался в своей жизни. При своих великолепных лётных характеристиках, он очень прост и надёжен, неприхотлив и всепрощающ! При небольшом своём весе, он имеет мощный для этого веса двигатель. Когда ты сидишь в этом самолёте, управляешь им, летишь в нём, ты не ощущаешь его отдельно. Ты сливаешься с ним. Он очень чутко и легко реагирует на отклонения рулей управления. Ты, можно сказать, даже не управляешь самолётом через отклонение ручки управления, а просто движением руки направляешь самолёт куда хочешь. Впервые полетав на нём, мне на ум пришло неожиданное сравнение его с велосипедом. Он прост как велосипед, являясь при этом сложнейшим аппаратом «тяжелее воздуха».

Ячок слушается и реагирует мгновенно. Ты сидишь в лёгкой кабине, от неба тебя отделяет тонкий плекс фонаря. Можно вообще сдвинуть фонарь и в кабину врывается поток воздуха, звуки и запахи, несущегося со скоростью, окружающего тебя воздушного пространства. Ты сидишь в кабине, когда плечи твои выходят за обрез фонаря, а не в глубине кабины, как на других самолётах. При полёте на малой высоте как удивительные картинки, мелькают под тобой поля и луга с пасущимися коровами, деревья и дома, дороги с ползущими автомобилями. От всего этого тебя не отделяет загерметизированная кабина с толстым фонарём, не отделяет ЗШ и кислородная маска, как на том же Су-27. Только лёгкий шлемофон, открыто воздушному потоку лицо. Воздух врывается в кабину, гуляет по ней, приносит волнительные звуки и самые разные новые запахи. Малейшим движением руки ты можешь менять окружающую тебя картину мира. Ты просто можешь раскачивать мир вокруг себя.

А на пилотаже Ячок позволяет выполнять почти всё, что тебе вздумается. Он позволяет выполнять в воздухе практически ВСЁ, что не могут позволить себе и более именитые самолёты. Он не боится малых скоростей или дачи даже полной ноги в развороте на малой скорости. На движение РУДа вперёд до упора он отвечает рёвом мотора и рвением буквально из-под тебя, как норовистый скакун. Он несётся ввысь, набирает высоту, теряет скорость, но остаётся до последнего управляемым. Ты его переворачиваешь и вот он уже несётся вниз, набирая скорость, чтобы снова взмыть в высоту. Ячок не устаёт, он готов вновь и вновь взмывать в небо и покорять его.

А полёт на предельно малой высоте!? Это отдельная песня! Ты несёшься над землёй, всё мелькает, как в калейдоскопе. Ты в центре мира и он быстро перемещается под тобой! Просто восторг! Непередаваемое, фантастическое зрелище.

Это как волшебство. Что может быть лучше этих ощущений!? Вот, здесь ты ощущаешь самое настоящее чувство полёта! Ты чувствуешь себя единым целым с самолётом, не отделимым от него, и ты перемещаешься в пространстве куда хочешь. Можно даже сказать, перемещаешь окружающее тебя пространство по своему желанию. Великолепные, непередаваемые чувства и ощущения!!!

Только на Як-52 я по-настоящему ощутил чувство полёта. Даже не полёта на самолёте, а полёта себя в воздушном пространстве. Як-52 великолепен и прекрасен. Творение рук замечательных людей! И я бесконечно благодарен великолепному самолёту Як-52!!!

  • - на фото: - Як -52 в воздухе с открытым фонарём. В кабине автор.
    1997г - Запорожье.

18 Августа 2022 г.