Найти тему
Арт-альбом

Владимир Короленко: «Человек создан для счастья, как птица для полёта»

Продолжение, начало ...Человек с большим и сильным сердцем...

Короленко выступает как писатель, литературный критик, публицист, историк литературы и общественный деятель. С его темпераментом гражданина ему было тесно в рамках одного лишь художественного творчества. На самые жгучие и важные вопросы действительности он хотел откликнуться немедленно (недаром излюбленным жанром Короленко был очерк). Истинный патриот и гражданин, он старался живым словом публициста участвовать в общественной жизни страны.

В. Г. Короленко (фото: Яндекс.Картинки)
В. Г. Короленко (фото: Яндекс.Картинки)

80-е годы были тяжёлым периодом в истории русской журналистики: передовые журналы и газеты насчитывались единицами — процветала реакционная официальная печать. В годы, когда работа в провинциальной прессе была настоящим подвигом, Короленко высоко поднял знамя прогрессивной журналистики. И голос его, честный, смелый и принципиальный зазвучал в поволжских и столичных газетах и журналах — как призыв к уничтожению социальной несправедливости. «Для меня, — писал Короленко о своей деятельности публициста, — это не второстепенный придаток, а половина моей работы и моей литературной личности».

Вокруг Короленко сплотились прогрессивные журналисты и общественные деятели. Не было ни одного события, характерного для полицейского режима самодержавной России, на которое бы не откликнулся Короленко. Около 700 статей и около 50 названий газет и журналов, в которых они печатались — говорят об огромной работе, проделанной Короленко-публицистом.

В 1889 году открылись крупные злоупотребления нижегородского уездного предводителя дворянства, и Короленко начинает борьбу с «дворянской диктатурой». На страницах газеты «Волжский вестник» он публикует серию статей «Об Александровском банке», где раскрывает огромные растраты, подлоги, незаконные действия банковских заправил. В результате ревизии раскрылись миллионные хищения.

В 1892 году Поволжье поразил голод, целые деревни вымирали от болезней и нищеты. Короленко едет в самый центр поражённого голодом Поволжья — Лукояновский уезд. Он помогает голодающим, открывает столовые. «Ты не можешь себе представить, какие там люди владели и правили, — пишет он своему другу В. Н. Григорьеву — эксплуатация это что, это ещё самое мягкое слово. Нет, систематическая ненависть и презрение к мужику, возведенные в принцип, затем террор над остальными, недворянскими классами и полная власть в руках».

Короленко помещает в газетах серию гневных статей (объединённых впоследствии в книгу «В голодный год») призывая прекратить произвол.

Фото: rsl.ru
Фото: rsl.ru

В 1893 года в низовьях Волги началась холера, и Короленко направляется в места, где свирепствует эпидемия, и в очерках, составивших впоследствии книгу «В холерный год», раскрывает равнодушие правительства к нуждам народа.

«По самому существу писательской работы писателю до всего есть дело...» — писал Короленко.

В. И. Ленин, говоря в своем труде «Развитие капитализма в России» о развитии фабричного производства, ссылается на Павловские очерки Короленко.

В 1893 году писатель в качестве корреспондента газеты «Русские ведомости» посетил Всемирную выставку в Чикаго. С любопытством и глубоким вниманием изучает он буржуазную действительность Запада. Личные наблюдения за жизнью простых людей в Америке легли в основу его большой повести «Без языка» (1895), в которой он описал горестные похождения за границей украинского крестьянина.

В 1896 году Короленко покидает Нижний Новгород и переезжает в Петербург. Здесь, несмотря на болезнь он продолжает активно участвовать в общественной и литературной жизни, ведёт большую работу в редакции журнала «Русское богатство». Короленко оставил нам огромное количество писем к начинающим писателям, отзывов о произведениях, которые присылались в редакции журналов, где он работал. Через руки Короленко прошли тысячи рукописей, он помогал молодым авторам (Подъячеву, Серафимовичу, Д. Бедному, Горькому и другим) войти в литературу. «Он был моим учителем недолго, но он был им, и это моя гордость по сей день» — писал Алексей Максимович Горький.

Фото: Яндекс.Картинки
Фото: Яндекс.Картинки

Короленко много размышлял и писал о путях развития русской литературы. Он нашёл новые средства художественной выразительности: его произведения отличаются особым, романтически приподнятым тоном — и это своеобразие художественной манеры писателя. Он утверждал своими произведениями героизм отдельной личности, как выражение народного героизма. Это было то ощущение надвигающейся новой волны освободительного движения, которое охватило впоследствии и Горького, выразившего его в 1900 году в письме Чехову: «Настало время нужды в героическом...»

Короленко первый выявил специфику новой литературы, которая вырастет из «синтеза романтизма и реализма». В своих литературно-критических статьях, рецензиях, письмах и воспоминаниях о писателях (Чернышевском, Успенском, Чехове, Щедрине, Толстом, Гончарове) Короленко разоблачал теорию «чистого искусства» и защищал высокоидейное, политически острое, реалистическое, активное искусство.

«Нужно искать красоты и жизненной правды вместе. Жизненная правда проста, сурова, иной раз непривлекательна, но если суметь овладеть ею, то с нею и красота прочнее».

В. Г. Короленко с женой Евдокией Семеновной и дочерьми Натальей и Софьей (фото:  Яндекс.Картинки)
В. Г. Короленко с женой Евдокией Семеновной и дочерьми Натальей и Софьей (фото: Яндекс.Картинки)

В 1900 году Короленко переезжает из Петербурга в Полтаву, где и прожил последние годы своей жизни. В эти предреволюционное время он создает произведения, наполненные героикой освободительной борьбы и предчувствием бури. Стали знамениты его слова из рассказа «Мгновение» (1900): «Кто знает, не стоит ли один миг настоящей жизни целых годов прозябания!»

В 1902 году Короленко вместе с Чеховым отказывается от звания почётного академика в знак протеста против отмены выборов в академики А. М. Горького. Это был удивительный акт гражданского мужества со стороны двух крупнейших русских писателей.

В день 60-летия Короленко в «Правде» вышла статья «Писатель-гражданин»: «Свое бодрое настроение, свою большую веру в лучшее будущее Короленко с юношеских лет пронёс через мрачную эпоху 80-х годов... через мёртвую полосу реакции, и в свои 60 лет является всё тем же неутомимым протестантом, которому могут позавидовать многие юноши нашего времени».

Фото: Яндекс.Картинки
Фото: Яндекс.Картинки

В 1910 году Короленко пишет серию очерков «Бытовое явление», ставшую крупным общественным событием России. Здесь писатель раскрывает «оргию» казней, применявшихся главным образом против участников революционного движения. Собрав письма смертников, показания родных и свидетелей, Короленко нарисовал страшные своей «будничностью» картины издевательств над людьми. «Почти ежедневно, в предутренние часы, когда над огромной страной царит крепкий сон, где-нибудь по тюремным коридорам зловеще стучат шаги, кого-нибудь подымают от кошмарного забытья и ведут здорового, полного сил к готовой могиле...»

Юрист О. О. Грузенберг вспоминал о Короленко: «...мы болели лишь теми делами, которые нам доводилось защищать, он же всеми, о которых слышал. Мысленно он сидел на скамье подсудимых со всеми «смертниками», переживал с ними муки ожидания приговора и нередко метался от адвокатов к властям, чтобы спасти тех, на спасение которых все другие потеряли надежду».

Прочитав «Бытовое явление», потрясенный Л. Н. Толстой писал Короленко 27 марта 1910 года: «...всячески во время чтения старался, но не мог удержать не слёзы, а рыдания. Не нахожу слов, чтобы выразить всю мою благодарность и любовь за эту и по выражению, и по мысли, и, главное, по чувству превосходную статью. Её надо перепечатать и распространять в миллионах экземпляров. Никакие думские речи, никакие трактаты, никакие драмы, романы не произведут одной тысячной того благотворного действия, какое должна произвести эта статья».

Портрет В. Г. Короленко работы И. Е. Репина, 1912 г. (фото: Яндекс.Картинки)
Портрет В. Г. Короленко работы И. Е. Репина, 1912 г. (фото: Яндекс.Картинки)

Человеколюбие у Короленко неразрывно связано с любовью к неповторимой русской природе. Любимым занятием писателя было путешествие пешком, на лодке, пароме, пароходе по живописнейшим окрестностям Нижнего Новгорода. «...Кабинетная работа и общественная деятельность постоянно прерывалась путешествиями, которые он совершал пешком, с котомкой за плечами, и лишь иногда на лодке по любимым рекам Волге, Ветлуге, Керженцу, — вспоминала дочь писателя. — Идя в толпе за иконой, толкаясь среди паломников на Светлояре, переходя из дома в дом в кустарном селе Павлове, он выносил из своих походов наброски в записных книжках, содержавших материалы к его дальнейшим работам».

В рассказе «Ушёл» Короленко писал: «Мчишься в поезде от станции до станции или на пароходе от пристани до пристани, и страна мелькает мимо с головокружительной быстротой, оставляя впечатление грохота, свиста, дыма, в лучшем случае молчаливого пейзажа, красиво освещённого луной... С этой точки зрения страна слишком упрощается и представляется какой-то лёгкой... Но стоит сойти с поезда или с парохода и точка зрения сразу меняется: поезд свистнул и умчался, и исчез из виду, пока вы прошли несколько десятков сажен. Пароход завернул за отдаленную гору на повороте реки, пока вы успели взобраться на глинистый откос по крутой тропинке, а вы остались и чувствуете, что кругом вас начинается что-то другое... Жжёт солнце, слепит пыль, жужжат овода и мухи, томит жажда, каждый шаг стоит усилия, так бесконечны поля, так трудны дороги, так озабочены люди, так далека вся жизнь от быстрого движения поезда... И так тяжела, кажется, эта жизнь бесконечной страны. И столько в ней порой захватывающего и интересного...»

Последние годы жизни Короленко посвятил созданию четырехтомной «Истории моего современника» — художественных мемуаров, над которыми писатель работал более 15 лет. «Здесь не будет ничего, что мне не встретилось в действительности, что я не испытал, не чувствовал, не видел», — писал он в предисловии.

«История моего современника» осталась незавершённой. 25 декабря 1921 года Короленко умер в Полтаве.

Памятник на могиле В. Г. Короленко в Полтаве (фото: Яндекс.Картинки)
Памятник на могиле В. Г. Короленко в Полтаве (фото: Яндекс.Картинки)

В день 65-летнего юбилея писателя, 28 июля 1918 года в Петрограде Горький, открывая чествование Короленко, произнёс горячие слова любви и уважения к Владимиру Галактионовичу, которого назвал своим учителем: «Мне лично этот большой и красивый писатель сказал о русском народе многое, что до него никто не умел сказать...»

В день юбилея Короленко И. Е. Репин прислал писателю поздравительную телеграмму, в которой великий художник выразил чувства всех русских людей: «Благодарю вас за вашу прекрасную жизнь».

Российская литература
0