Чтобы добиться ранжирования информации на сайте (отображение согласно пользовательским запросам), автоматизированный робот поисковых систем должен совершать индексацию. Если у сайта есть своя карта, Яндексу или Google проще обнаруживать адреса сайтов.
XML Sitemap: общее представление
XML Sitemap или карта – это специальный файл, в котором отображен полный перечень адресов URL каждой страницы, требующие индексации. Размещается в основной папке, которая чаще всего называется XML Sitemap или Sitemap.xml.
Содержимое имеет структуру, схожую с книгой, где представлено несколько разделов, подразделов и страниц. Когда пользователю нужно открыть определенный раздел или страницу в учебном пособии, в первую очередь он обращается к содержанию, чтобы упростить поиск нужной информации. Именную подобную функцию выполняет карта, помогающая автоматизированным система обнаружить определенную страницу сайта.
Для каких целей может понадобиться
Карта требуется для пользователей, у которых возникают сложности с индексацией, вызванные несколькими причинами:
• многочисленные страницы на одном сайте;
• нет внешних или внутренних ссылок;
• слишком запутанная структура ресурса.
Могут возникать и другие причины специфического характера, но в таком случае каждую проблему нужно рассматривать в конкретной ситуации.
Какие бывают виды карт
Условно существующие сайтмепы можно разделить на две категории:
• XML;
• HXML.
Самое простое объяснение, каким образом отличаются данные форматы, является назначение. XML применяется для поисковой системы, а второй тип актуален для пользователей.
Карта формата HXML представляет краткий обзор по содержанию сайта. В нем происходит только отображение данных с существующих страниц, которые доступны для зрителей. Если пользователь находится на сайте и требуется просмотр конкретного раздела, то он сможет отыскать его без труда. Такой формат может оказать помощь не только для пользователей, но и при ранжировании в поисковиках. Используя такую карту, можно однозначно сказать, что создатель беспокоится о комфорте посетителей.
Перед тем, как составлять карту в формате HXML, необходимо учитывать следующие аспекты:
• упорядоченное содержание. Пользователь должен быстро понимать и воспринимать структуру сайта. Рекомендовано включать разделы и подразделы, отдельные категории;
• ссылки в виде анкоров. В сравнении с форматом XML, у каждой ссылки должно быть название. Тогда пользователи будут быстро понимать, в какой раздел нужно перейти;
• доступность ссылки на любой странице сайта. Чаще всего размещение происходит в футере.
Формат XML предполагает использование роботизированными поисковыми системами. В файле содержатся данные, когда происходило последнее обновление адреса URL, как часто вносятся коррективы. Принято выделять две категории тегов.
К обязательной группе относятся следующие:
• urlset. Инкапсулирование файла, определение стандартизированного формата протокола;
• url. Содержит данные, касающиеся адрес URL (родительский тег);
• loc. Абсолютный адрес.
Вторая категория необязательных тегов:
• lastmod. Отображает, когда файл претерпевал изменения в последний раз;
• changefreq. Насколько часто происходит смена файлов;
• priority. Насколько значим документ для сайта. Значение может варьироваться в диапазоне 0,1-10. Стандартно устанавливается 0,5.
Не рекомендуется устанавливать для каждого адреса URL максимальную приоритетность и частую смену файла. В противном случае автоматизированные системы начнут игнорировать общую карту, созданную в XML, так как подобные параметры не отображают реальность.
Альтернативные форматы карты
Кроме перечисленных типов, система способна поддерживать дополнительные виды. Каждый имеет характерные особенности.
Принято выделять две категории:
• RSS, mRSS, Atom 1.0, где Атом и RSS отвечают за сохранность последних обновлений ресурса. Как правило обновление происходит часто, что является преимуществом;
• сайты поисковика. Если ресурс создан на гугл платформе, происходит автоматическое создание карты.
Во втором случае невозможно откорректировать созданные сайтмепы.
Яндекс и Google
Предполагает только текстовый вид в формате txt. Файлы должны иметь кодировку, состоящую из адресов URL.
Какие требования Гугл и Яндекса должны выполнять карты
Чтобы увеличить шансы на успех, стоит придерживаться общих советов:
• UTF-8 является самой подходящей кодировкой;
• максимально допустимое количество URL составляет 50 000;
• ссылки карты могут располагаться на одинаковом домене с файлом;
Может показаться, что это совет по умолчанию и не требует освещения. Но это актуальный вопрос для владельцев нескольких сайтов. Когда владельцы переносят шаблон, часто забывают о переносе карты или смены на актуальную.
• при большом размере файла, разделить на несколько, указав в индексе карту сайта;
• при обращении к файлу, ответ сервера должен быть не менее 200 OK.
• стоит указывать только канонические адреса. Не используются GET или идентификационные сессии.
Поисковые системы Гугл и Яндекс имеют отличия в работе. Поэтому для каждой системы рекомендации созданы отдельно.
Для Яндекса рекомендовано использовать объем до 10 Мб с URL адресом на кириллице. Для Гугл объем файла увеличен до 50 Мб с адресом, где присутствуют цифры и латинские буквы.
Самой распространенной ошибкой является применение архиватора gzip, чтобы уменьшить пропускную способность канала. Однако размер файла карты должен быть 50 или 10 Мб до сжатия.
Для русских доменов лучше использовать кодировку имен с помощью Punycode.
Инструкция по созданию XML карты
Для создания карты рекомендовано соблюдать определенный порядок, чтобы добиться эффективных результатов:
• для создания карты, в первую очередь определяются канонические адреса. В будущем они добавляются в файл;
• определиться с форматом, который будет применяться в будущем;
• для создания файла возможно использовать Sitemap специальный генератор, либо заняться разработкой вручную.
Поисковик Гугл разработал специальную справку онлайн, в которой можно найти десктопные, платные и бесплатные генераторы, помогающие быстро и эффективно разработать карту сайта.
Генерирование сайтмепа простая задача, с которой возможно справиться без углубленных знаний программирования. Чтобы разобраться с принципом действий, стоит рассмотреть инструкцию, где в качестве примера будет использоваться Majento:
• спарсить сайт;
• перейти в категорию «сайты» и выбрать пункт «генерировать Sitemap;
• сохранить, выбирая подходящий формат;
• карта создана.
Среди онлайн программ, которые получили положительные отклики, стоит обратить внимание на XML Sitemap Generator. Благодаря расширенному функционалу, возможно установить нужные теги XML, редактировать списки с пакетами документов. Чтобы ликвидировать неактуальные страницы, рекомендовано использовать регулярные выражения.
Создание карты для изображений
Поисковик Гугл осуществляет расширенную поддержку синтаксиса для изображений. В таком случае стоит создать отдельную карту, а потом добавить синтаксис в уже существующую карту. Применение синтаксиса в расширенном формате карты дает возможность получать на сайте дополнительные сведения о помещенном изображении. Тогда Гуглу проще сделать индексацию и обнаружить картинки, которые не удалось найти в результате сканирования ресурса.
Как и в ситуации с картами, здесь присутствуют теги обязательной и необязательной категории. К обязательным относят следующие:
• image:image является аналогом url, в котором содержатся изображения или картинки с дополнительными данными;
• image:loc – это адрес картинки.
Категория необязательных тегов включает больше вариантов:
• caption отображает подпись;
• geo_location – отображение места положения, где проводилась съемка изображения;
• title – название снимка;
• license – адрес лицензии на картинку или изображение.
Какой image выбирать из необязательной категории, каждый владелец сайта определяет самостоятельно.
Создание карты для видео
Гугл поддерживает расширенный синтаксис, касающийся не только для картинок и фото, но и для видео. Стоит выделить основные достоинства тегов для видео:
• позволяет поисковику распознать, какой контент используется на сайте;
• дает возможность пользователям предоставить подробное описание к файлу;
• становится доступным для поисковой категории Google видео;
• в поисковике отображается выдача с заставками видео.
Карта, изготовленная из файлов с видео контентом, включает следующие обязательные элементы:
• loc. Наличие страницы URL, где происходит размещение видео контента. Если планируется разместить несколько видео, для каждого не потребуется составлять loc. Достаточно прописать тег несколько раз для каждого ролика;
• video. Предполагает включение всей информации о видеоролике;
• thumbnail_loc. Предполагает адрес URL, если планируется вставить небольшое изображение к видео. Рекомендованный стандарт 160*190 пикселей и максимум 1920*1080. Допустимо использовать форматы jpg, .png, or. Gif;
• title. Название должно быть идентично названию страницы, где будет отображаться видео;
• description. Это описание ролика. Должно быть идентично метаописанию. Максимально допустимое количество составляет 2048.
Заголовок и описание должны присутствовать в одном блоке CDATA. Рекомендуется размещать карту в основной папке каталога. Ссылка на сайт указывается в robots.txt.
Добавление и проверка карты в Яндексе Webmaster
Чтобы передать информацию роботу Яндекса о созданной карте, необходимо добавить в панель Webmaster:
• открыть раздел с индексированием и перейти к файлам карты сайта;
• указать рабочую ссылку;
• кликнуть на кнопку «добавить»;
• в нижней части окна должен появиться полный список с файлами, которые были добавлены.
Перед тем, как переходить к добавлению, рекомендуется сделать проверку на возможные ошибки:
• на панели Вебмастера нужно перейти в раздел инструментов, а затем использовать анализ файлов Sitemap;
• указать адрес URL, подгрузить файл или добавить текстовое содержание;
• кликнуть на кнопку проверки.
Для Гугл существует иной порядок.
Добавление и проверка карты в Google Search Console
Чтобы проинформировать ботов Гугла о наличии файла, необходимо добавить панель GSC:
• открыть раздел сканирования и найти файлы Sitemap;
• кликнуть на добавление или проверку карты;
• указать рабочий адрес URL;
• остается отправить информацию на проверку.
Если нужно отправить карту на проверку для поиска ошибок, то нужно нажать кнопку Тест. По результатам появится соответствующее окно, где будут перечислены нюансы, либо появится надпись о том, что ошибки отсутствуют.
Самые распространенные мифы о карте сайта
У многих владельцев сайта тема карты сайта вызывает множество вопросов, поэтому по интернету начинают распространяться следующие мифы:
• использование адреса URL в карте сайта гарантирует индексацию. В действительности карты сайта в формате XML являются только рекомендациями. Поэтому гарантии на индексацию сайта поисковиками отсутствуют;
• если удалить из карты адреса URL, то сайт удаляется из индекса. При отсутствии карты, сайт не исключается из индексации страниц, которые не включены в карту;
• процесс создания карт сложный, как и их поддержание. Если сайт небольшой, то создание карты не вызовет сложностей. Можно создавать вручную или с использованием онлайн программ.
Sitemap является эффективным и полезным инструментом, который помогает передать информацию о сайте для поисковиков о структуре сайта. Если уделить отдельное внимание руководству, появится возможность не только понять, как работают сайтмепы, но и создавать их самостоятельно, увеличивая вероятность индексации сайтов со сложной структурой.
Еще больше статей об интернет-маркетинге и увеличении онлайн-продаж здесь: https://www.trinet.ru/blog/.
Понравилась статья? Поставьте лайк 👍 , оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал.