Найти тему
Красное Крыло

KF-21 | новый истребитель пятого поколения | обзор самолёта | часть 2

После знакомства с историей самолёта давайте переходить к конструкции, перспективам, сравнениям с самолётами схожей доктрины и, главное, выяснению того, к кому же поколению относится KF-21.

Для понимания последнего давайте сразу поймём, что такое поколение, и какому мы, в теории, можем отнести KF-21. Начнём с того, что термин «поколение» условен, и обозначает разные самолёты со сходными особенностями. Для 4 поколения каких-либо чётких особенностей, кроме повышения манёвренности, за счёт «статической неустойчивости», и ЭДСУ, я не обнаружил. Но, если обобщить, туда вписывают большинство самолётов, появившихся с середины 1970-ых, до наших дней. Некоторые истребители, например Су-30, вписывают в поколения 4+, что подразумевает их качественное улучшение в сравнение с самолётами 4 поклонения. Некоторые истребители относят к поколению 4++, например, Су-35 и МиГ-35. Их отличиями становится максимально возможное приближение характеристик к самолётам 5 поколения. Единственное, Су-35 и МиГ-35 не имеют целенаправленного изменения конструкции в угоду малозаметности. А именно снижение радиолокационной и ИК заметности является ключевым требованием к самолётам 5 поколения. Также часто выделяют: сверхманёвреность (достигается за счёт изменения вектора тяги); многофункциональность; РЛС с АФАР; сверхзвуковую крейсерскую бесфорсажную скорость. Также скажу, что, зачастую, KF-21 не относят к истребителям пятого поколения, а обычно его классифицируют как 4++, из-за отсутствия внутренних отсеков для вооружения, что пагубно сказывается на радиолокационной заметности самолёта. С этим знанием давайте посмотрим на конструкцию самолёта. Рассматривать будем летающий прототип.

-2

KF-21это одноместный двухдвигательный истребитель, сделанный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным крылом. В конце фюзеляжа располагается цельноповоротное горизонтальное оперение и два киля, выполненные с небольшим развалом наружу, с отдельными рулями направления, выполняющие роль аэродинамического тормоза. Два киля, отчасти, используется для снижения радиолокационной заметности. При этом они ещё и повышают манёвренные характеристики истребителя, в особенности на управляемости по тангажу, за счёт создания момента на пикирование. Хоть полноценных корневых наплывов от крыла до кабины на самолёте нет, вихри всё равно появляются. Создаются они с помощью боковых заострённых граней, также появившиеся на истребителе F-22. Фонарь кабины был создан американской компанией Texstars.

Пару слов о геометрических параметрах самолёта: размах крыла 11,2 метра; длина 16,9 метра; высота 4,7 метра. Вес пустого самолёта 11800 килограмм, нормальная взлётная 17200 килограмм, максимальная 25400. В этом плане KF-21 походит на российский самолёт МиГ-35.

К слову, по заявлению официальных лиц максимальная скорость самолёта 2253 км/ч, что очень неплохо.

-3

Вооружение. На самолёте есть 10 точек подвески, 6 под крыльями, 4 под фюзеляжем. Состав вооружения разнообразный – от AIM-120 АМRААМ, до противокорабельных АGM-84 Гарпун. На летающем прототипе авиационной пушки нет, а вот место для неё появилось. Оно над левым воздухозаборником. Возвращаясь к теме внутренних отсеков для вооружения. На обвинение в их отсутствии, а в следствии снижению ЭПР самолёта, я могу сказать две вещи. Во-первых, также известный самолёт пятого поколения F-35, может нести ракеты на пилонах вне фюзеляжа, хоть это и не обязательно. Это не говоря о том, что другой общепризнанный «стелс» самолёт, китайский J-20, в конструкции планера имеет подфюзеляжный плавники, которые снижают также снижают ЭПР самолёта, хоть и не так значительно. И во-вторых, то, что нам показали 19 июля, на то и прототип, чтоб на нём что-то испытывали, хорошие решения переносились на предсерийный борт, а плохие отметались и заменялись альтернативными. Не стоит также забывать и о том, что KF-21 будет состоять из трёх поколений – Block 1, истребитель завоевания превосходства в воздухе, Block 2, многофункциональная версия, и Block 3, о котором пока мало что известно. И если уж на первых серийных «Ястребах» внутренних отсеков не появится, их внедрят во втором поколении, ведь, судя по фотографиям со сборочных цехов, места в планере самолёта достаточно, для внедрения внутренних отсеков для вооружения.

-4

Кстати, на базе KF-21 уже рассматривается создание новых версий. В первую очередь учебный двухместный самолёт, с увеличенной площадью килей, планера, фюзеляжа.

Об том, какие материалы задействованы в планере самолёта пока неизвестно, но, скорее, всего, KF-21 создан преимущественно из радиопоглощающих.

Механизация самолёта обычнаяпредкрылки, расположенные по всей длине крыла, элероны и закрылки.

Воздухозаборники самые что ни на есть обыденные для пятого поколения. Они располагаются по бокам от кабины, что сравнительно не плохо сказывается на ЭПР самолёта. Учитывая расположение двигателей и воздухозаборников на самолёте применён S-образный канал, который также качественно сказывается на понижении эффективной площади рассеивания, за счёт экранирования первых ступений компрессора двигателя. Кстати о двигателях...

Eurofighter Typhoon
Eurofighter Typhoon

На самолёте, как я уже упомянул, их два. Сопла двигателей круглые, без изменения вектора тяги. В качестве огненных сердец используются американские General Electric F414 с форсажной камерой. Их по лицензии производят в Южной Кореи, уже знакомая нам, компания Hanwha Techwin. Тяга каждого двигателя 57,8 кН. Немногим меньшую тягу развивают европейские двигатели Eurojet EJ 200, которые устанавливаются на истребители Eurofighter Typhoon. Данный самолёт легче KF-21 и ему двух таких двигателей хватило для бесфорсажного сверхзвука, что является неплохим достижением для самолёта 4 поколения. Из этого мы можем сделать вывод, что KF-21 – это истребитель, который может летать на крейсерском бесфорсажном сверхзвуке. Даже несмотря на то, что такие данные очень примерные (например вооружение на пилонах в реальных боевых действиях может повлиять на скорость самолёта) и могут оказаться фикцией, если они будут реальными это очень неплохой показатель для «Молодого Ястреба».

-6

Про РЛС я уже сказалэто передовой комплекс, являющийся отличным показателем для самолётов 5 поколения. Впереди обтекателя находится ПВД. Про авионику мы знаем мало что. Каких-либо изображений приборной доски нам у нас нет, но кое-что мы всё таки узнали. На KF-21 появится бомбосбрасыватели американской компании L3HARRIS, которая совместно с компанией Air Tractor выбрана для контракта USSOCOM Armed Overwatch со своим самолётом AT-802U. Будут установлены как BRU-47, транспортёр с одним магазином для F-22 и F-15E, так и BRU-57, с двойным магазином, позволяющий нести большее количество вооружения. Продолжая говорить о кабине лётчика, стоит упомянуть, что на KF-21 есть катапультнуе кресло Mk. 18, компании Martin-Baker.

-7

Шасси обычное – трёхопорное. Каждая опора одноколёсная. Передняя убирается в обратное по направлению полёта. Основные убираются в пространство в фюзеляже. Кстати, не знаю, было так на самом деле или нет, но по видеороликам с первым полётом KF-21 создаётся впечатление что шасси вообще не убирается. Скорее всего это проблема монтажа, но, как факт, это забавно.

Итак, мы с вами посмотрели на конструкцию, давайте же сделаем вывод, к какому поколению относится KF-21, опираясь на общепризнанные критерии. Сверхманёвреность нет, но её нет ни на F-35, ни на J-31, ни, пока что, на J-20. Многофункциональность – определённо есть. РЛС с АФАР – есть. Сверхзвуковая скорость без форсажа – вероятно есть. Снижение малозаметности, проще говоря, технология «стелс» – как минимум сделаны огромные с подвижки в её сторону, которые действительно могут снизить ЭПР самолёта. Можно ли констатировать, что KF-21 это истребитель 5 поколения – отчасти. Нам это скорее показывает всю неоднозначность критериев к каждому из поколений. Но считать и то, что KF-21 это истребитель поколения 4++, тем более нельзя. Уж лучше поступить как KAI на своём официальном сайте, и называть «Молодого Ястреба» – истребитель нового поколения.

Shenyang FC-31
Shenyang FC-31

Перспективы. Однозначно можно сказать, что KF-21 поступит на вооружения Индонезии – там хотят 50 машин. Разумеется, самолёт появится в составе ВВС Южной Кореи – они хотят произвести 100-150 самолётов для своих нужд. Насчёт остальных стран говорить пока рано. Есть интерес со стороны Турции, но какой-либо чёткой информации сейчас нет. Не хотелось бы гадать на кофейной гуще, но верится и в продажу ВВС Египта. Отмена заказа Су-35, которые Россия передаёт Ирану, явно станет поводом для начала поиска альтернатив. Конкурентом KF-21, если их всех позовут, станет китайский легкий многофункциональный истребитель пятого поколения FC-31, также известный, как J-31. Оба самолёта созданы со схожим расчётом на внешним рынке, быть экономичной альтернативой F-35, и оба самолёта достаточно хороши, для того, чтобы стать бесцелирами на уровне Dassault Rafale или Eurofighter Typhoon. Также, к ним могут присоединится турецкий истребитель TF-X и российский Су-75, которые также пытаются потеснить F-35. Не стоит забывать и о современных европейских самолётов – Saab Gripen, Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon. И это не говоря о самом F-35. В общем, современные тендеры многих стран обещают быть очень жаркими.

-9

Переходим к выводу. KF-21лишь в начале своего, а к нему уже приковано пристальное внимание. Тем более интересно, сможет ли KAI довести дело до конца и создать конкурентоспособный самолёт. Прецедентов, когда громкие и действительно хорошие проекты не смогли развиться в серьёзного игрока на общем рынке, великое множество. Но, почему-то кажется, что именно KF-21 самолёт, способный стать сверхуспешным. Хоть и конкурентов у него на этом пути будет очень много.