В статье о походе Ричарда Второго мы упомянули неких французов, находившихся на тот момент в Эдинбурге, которые не стали сражаться с англичанами. Что они там забыли? Расскажем!
В рамках договора шотландцев с французами, последние обязаны были выступить против англичан в случае очередного похода в шевоше или, по нашему "зажитие" на шотландские земли. Для этого еще в 1384 году в Шотландию было переброшено более тысячи вооруженных французов, а годом позже почти 2000 - латников, арбалетчиков и , как названо во французских источниках, "грубых валетов" числом до 200 под командованием Жана де Вьена.
Эти все силы, тем не менее, вместе с французами не спешили сражаться со вторгшимися англичанами. В спорах, как половчее разобраться с проклятыми горцами, опять расплевались Ричард Второй и Джон Гонт. Так и вышло, что весь поход англичан, по сути, привел лишь к опустошениям - англичане грабили окрестности, шотландцы сжигали окрестности, чтобы англичанам нечего было грабить, после чего отошли к горам. Там уже Ричард Второй, набравший до этого весьма серьезные силы в королевском войске было до 14.000, две трети из которых были лучниками (возможно, часть из них на деле была бильменами, а лучниками лишь по документам), повернул назад.
В чем была суть спора неизвестно - возможно, Джон Гонт, чья доля бойцов в войске была значительной, предлагал продолжить военную кампанию, либо он напротив был раздражен тем, что "шевоше" приняло слишком затяжной оборот. На Ричарда принято спускать всех собак, дескать, не внял опытному командиру.
Подгадав момент, 2500 французов и 2000 шотландцев двинулись в ответный рейд. Был разграблен Камберленд и... в принципе, на этом все! Говорится, что тщательная подготовка не соответствовала полученному эффекту. Был позже еще захвачен Уорк, но тут всплыли разногласия - французы атаковали, а шотландцы в финальной схватке остались в стороне. В целом, рейд продлился недолго.
Отношения не задались с самого начала - французов не устраивали ни местная еда, ни выпивка, ни кровати. Эдинбург их тоже не впечатлил:
Они были поражены, обнаружив, что в Эдинбурге, который им описывали как северный Париж, было всего 400 домов. На них не произвел впечатления "краснолицый и с затуманенными глазами" король Роберт. они нашли его подданных "дикой расой", лишенной вежливости или рыцарства, а его страну лишенной всего, что делало жизнь сладкой
Но дело было не в пресловутом комфорте - у союзников был абсолютно разный подход к ведению боевых действий - французы надеялись, загребая жар чужими руками, сковать силы англичан, оттянуть их от пролива, вымотать, рассчитывая на длительную кампанию. Шотландцам такие премудрости были неинтересны - успех военного предприятия им виделся в количестве награбленного добра и угнанного скота, а значит, они хотели беспрестанно двигаться и убивать англичан.
Число обид росло - то шотландские торговцы ломили цены, то французы топтали их посевы. Доходило до того, что местные начали нападать на французских фуражиров. В конце концов, самого командира Жана де Вьена стали удерживать в заложниках и требовать контрибуцию за нанесенные им обиды.