Кувшинки
Сергей Щукин обычно приобретал картины для своей коллекции через парижских маршанов, продавцов произведений искусства, но случались и исключения. Так, осознавая ведущую роль Клода Моне в развитии импрессионизма, коллекционер в 1900 году посетил художника в его доме в Живерни. Именно там за 10 000 франков Щукин купил пейзаж «Белые кувшинки»: солнечный день, буйная зелень сада, изящный мостик, перекинутый через пруд, а под ним – целая россыпь бело-розовых кувшинок.
Именно пруды с водными лилиями со временем станут одним из любимых мотивов Клода Моне, сегодня в музеях мира хранится около 250 его картин с изображением кувшинок на зеркальной поверхности воды, и практически на всех запечатлен Сад в Живерни. Сложно представить наследие основателя импрессионизма без этих картин, а ведь многие из них могли быть не созданы.
Клод Моне обосновался в Живерни с 1883 года и провел здесь более сорока лет. Живерни представляла собой деревушку с 280 жителями, небольшой церковью, двумя мельницами и небольшими домишками. Поначалу художник снимал дом, но в 1900 году выкупил его и участок земли у предыдущих владельцев за 22 000 франков. Новый хозяин перепланировал участок – вместо кипарисовых аллей и огорода с овощными и фруктовыми посадками появились десятки роскошных цветочных клумб и пруд. Позднее он решил расширить свои владения и приобрел за совсем скромную сумму, 1200 франков, соседний заболоченный участок с целью устроить на нем пруды, сделав водоотвод из ручья, впадающего в реку Эпту, приток Сены.
Для осуществления грандиозного проекта художнику было необходимо получить официальное разрешение на работы, а местное население Живерни не испытывало никакой радости от такой идеи: чужак собирался отнять у них место, где они поят свой скот, и разводить подозрительные иноземные растения, наверняка вредные. Муниципальный совет деревни постановил добиваться запрета водоотвода.
Заступаясь за свой проект, Клод Моне пишет префекту департамента: «Под предлогом защиты общественной безопасности означенные противники в действительности преследуют совершенно иную цель… Все их действия продиктованы мелкой мстительности и желанием нанести мне оскорбление… Спешу вас уверить, что разведение упомянутых водных растений отнюдь не имеют приписываемой ему важности, а служит исключительно для украшения и призвано радовать глаз. Равно как и выступать в качестве сюжета для живописных полотен». После двух судебных слушаний Моне все-таки добился желаемого.
Сад в Живерни стал любимым детищем художника. Ходили слухи, что живописец тратит на него 40 000 франков в год. Моне покупал книги по ботанике и выписывал специализированные журналы по садоводству, на чтение которых, по воспоминаниям друзей, тратил времени больше, чем на чтение статей об искусстве. Он нанимал садовников, в 1891 году в маленькую французскую деревеньку приезжал даже садовник из далекой Японии. И конечно, Моне приобретал экзотические растения: со временем в саду появились заросли бамбука, деревья гинкго, рододендроны, но главной страстью были водяные лилий. Художник заказывал полюбившиеся ему кувшинки в питомнике «Latour Marliac». Талантливый ботаник Жозеф Бори Латур-Марлиак, основатель компании, первым во Франции стал специализироваться на выращивании красивейших гибридов водных растений. Новые сорта он показал на парижской Всемирной выставке в 1889 году, устроив пруд, от которого публика была в полном восторге, ведь невиданные ранее цветки распускались у них на глазах. В архиве компании сохранились копии ответов на заказы Клода Моне, поступавших с начала 1890-х годов. Сад в Живерни – результат долгого труда Клода Моне, художник говорил, что потратил на него все, что заработал, и гордится им.
Увидеть уголок Сада в Живерни с японским мостиком и знаменитыми кувшинками можно на выставке «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» в Манеже Малого Эрмитажа до 30 октября 2022 года.
Спонсор выставки – «Россети ФСК ЕЭС»
Профильный медиапартнер – The Art Newspaper Russia
Узнать больше о выставке и приобрести билеты можно по ссылке: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2022/modernshcukin/