Ну что же, сегодня мы поговорим об итальянских Fiat G.55 и G.56. Начнем с того, что в середине тридцатых годов XX века итальянцы решили сделать ставку на звездообразные двигатели воздушного охлаждения. И поэтому все три новейшие модели истребителей, которые имелись у итальянцев на вооружении, на начало Второй мировой войны внезапно оказались аутсайдерами с весьма смутными перспективами для апгрейдов.
Среди них раньше всех появился как раз Fiat G.50, производства одноимённой компании, которых успели построить аж 700 штук. Что интересно, так это то, что лучше всего они себя проявили на службе в финской армии против Советского Союза, где конкретно для вот этих Fiat'ов соотношение воздушных побед к собственным потерям достигло какой-то невероятной величины — 33 к 1.
Компанию Aeronautica Macchi в этом поколении итальянских истребителей представляла модель Macchi-200, которых успели построить 1150 штук и, соответственно, вместе с Фиатом G.50 они были основой итальянской истребительной авиации.
Третьим был самолёт, созданный в компании Officine Meccaniche Reggiane, которые получил индекс Re.2000. Этот самолёт прежде всего интересен тем, что его фактически срисовали с американского истребителя P-35, который в свою очередь является прямым предком всеми любимого "болта", также известного под индексом P-47. Хоть Re.2000 по своим характеристикам и был немного лучше двух предыдущих самолетов, но приняли его на вооружение аж в 40 году, когда итальянское начальство уже начало что-то подозревать. К тому же сама конструкция была сыроватой и требовала серьёзного допиливания. Поэтому до закрытия проекта успели построить всего 186 таких машин.
И вот начинаются первые серьёзные воздушные сражения с достойными противниками. Итальянцы внезапно понимают, что все их новейшие истребители на самом деле как-то не очень — и вроде бы их уже срочно надо апгрейдить, но разработка нового, более мощного звездообразного движка катастрофически забуксовала, а рядных моторов с водяным охлаждением попросту нет. При том, что вроде бы как именно они стали в начале сороковых хитом сезона. Дело начало пахнуть керосином, но, как обычно, в роли Чипа и Дейла выступила Германия.
Немцы пришли на помощь союзникам и подогнали им лицензию на производство мотора Daimler-Benz 601. Того самого, на котором летали ранние модификации 109 мессеров по "Фридрих" включительно. Путём втыкания этого двигателя в уже имеющиеся самолёты были получены "новые" модели — Macchi 202 и Reggiane 2001. Как вы уже, наверное, знаете, Macchi 202 получился очень удачным в плане лётных характеристик. По сути, он летал лучше, чем 109 мессершмитт с аналогичными двигателями, но всё ещё имел проблемы с очень слабым вооружением и низкой технологичностью.
Reggiane 2001, в целом, имел очень похожие характеристики и те же самые проблемы. Но основное его отличие от 202 Macchi было в большей площади крыла, что позволяло таскать больше боевой нагрузки; с новым двигателем у него улучшилась манёвренность и вместе с тем снизилась максимальная скорость.
А вот Fiat'овцы это поколение истребителей продинамили. Это при том, что на G.50, в принципе, тоже можно было поставить 601 Daimler-Benz, получив что-то вполне похожее на два предыдущих самолёта. Но главный конструктор авиационного направления Fiat Джузеппе Габриэле пришёл к выводу, что такие полумеры не дадут достойного результата и начал разработку нового истребителя с нуля. Видимо, это и позволило ему создать машину адекватной конструкции — по крайней мере, по итальянским меркам.
К этому времени военные заказали самолёты так называемой 5 серии, то есть с новейшим на то время двигателем Daimler-Benz 605. От упомянутого 601 он отличался в основном тем, что его цилиндры расточили с 34 литров почти до 36 литров. Заодно увеличили степень сжатия, ещё кое-где по мелочам улучшили и подкрутили. Ну и наконец добавили систему впрыска водо-метанольной смеси. В общем при тех же размерах и незначительно увеличившейся массе, получили гораздо более мощное двигло, которое без проблем становилось в предыдущие самолёты.
Aeronautica Macchi выпустила 205 модель, в которую после переделки крыла наконец-то удалось впихнуть и нормальная вооружение. Mario Castaldo допиливал своё детище вплоть до капитуляции Италии в 43 году, но поскольку в основе своей это была всё тоже древняя 200 макака, то перспективы такого допиливания выглядели весьма туманно.
Компания Reggiane выкатила 2005 модель, которая формально не была прямым продолжением 2000 модели. Но достаточно посмотреть на фотографии 2000 и 2005 модели, а также вспомнить о том, насколько быстро был разработан 2005 Reggiane, и всё становится понятно. На испытаниях этот самолёт показал лучшие лётные характеристики, особенно на больших высотах, что как раз итальянцам и требовалось на тот момент. К тому же машина получила очень красивое сочетание заостренного корпуса и эллиптического крыла (будто бы стыренного с тандерболта). Всем был хорош Reggiane 2005, кроме той небольшой мелочи, что спроектирован он был немножко через ж*** и практически не годился для крупного серийного производства.
Поэтому формально победителем в испытаниях итальянских истребителей 5 серии стал Fiat G.55, который получил имя собственное «Centauro». Что опять-таки даёт отличный повод подумать о безудержной армейской фантазии.
Fiat G.55 вроде бы победил, но на деле в производство пошли и 205 макаки, и 2005 Reggiane, хоть и в гораздо меньших количествах. Ну уж не знаю почему — может, потому что перевод производственных линий Reggiane на какие-то другие модели занял бы слишком много времени, а может, потому что они в принципе не были приспособлены для крупного серийного производства (как, например, тот же современный завод Ferrari). Но, в любом случае, все эти три компании успешно производили самолёты с лицензионной версии 605 Daimler-Benz.
А пока происходили все описанные события, чуть севернее, в Германии, Вилли Мессершмитт продолжал мучить свой несчастный Bf-109, базовая конструкция которого была как минимум на два года старше, чем у любого из упомянутых в этой статье итальянских самолётов. Рассказ о том, что было не так вроде бы с крутым и заслуженным 109 мессершмиттом — требует отдельной статьи. Пока для нас главное то, что к 42 году его конструкция уже очень серьёзно устарела, да и дальнейшая модернизация давалась очень дорогой ценой. Так, при увеличении скорости и скороподъемности, на все остальные характеристики конструктором был положен огромный болт. Конечно, Мессершмитт пытался разработать замену, но из 309 и других проектов ничего толком так и не вышло.
В такой ситуации Герман Геринг не мог не заинтересоваться новостями авиастроения из солнечной Италии. Поэтому в феврале 43 года Люфтваффе отправила на юг делегацию, при которой также имелась свежая модель Focke-Wulf 190 А-5 и Bf-109 G-4.
Результаты совместных испытаний и тренировочных поединков оказались шокирующими. Из трех итальянских машин только Macchi 205 оказался примерно на уровне немецких конкурентов, а два других истребителя проявили себя гораздо лучше. Правда, конструкция Reggiane 2005 за это время менее упоротой не стала, о чем итальянцы, естественно, сообщили своим коллегам. Но вот Fiat'овский G.55 выглядел почти идеальной заменой для старичка 109 мессершмитта. И, не отходя от кассы, 22 февраля того же 43 года Геринг принял решение развернуть производство итальянских машин в Германии.
Вместе с тем, при обсуждении перспективы дальнейшего апгрейда этой линейки истребителей выяснилось, что спроектированный с нуля G.55 «Centauro» был покрупнее своих конкурентов. Поэтому теоретически в него можно было впихнуть двигатель Daimler-Benz 603, который до этого использовался только на штурмовиках и тяжелых бобрах.
Тут надо немного притормозить, чтобы объяснить, что это за двигатель и откуда он взялся. Его появление было напрямую связано с шестиколёсным монстром под названием Mercedes-Benz T-80. Его начали строить в 1937 году для установления наземного рекорда скорости. Всё начиналось, как частная инициатива, но идея установления рекорда очень понравилась Гитлеру с точки зрения пропаганды, поэтому в этот проект очень быстро были подключены все самые лучшие ресурсы Третьего рейха и непосредственным проектированием машины занимался… кто бы вы думали? Конечно же, Фердинанд Порше. А в качестве силовой установки как раз и взяли Daimler-Benz 603, который на тот момент ещё был на стадии постройки прототипов.
Собственно, прототип под номером 3 и был установлен на Т-80. При этом первоначальный план был разогнаться до 550 км/ч не увенчался успехом. Пока Porsche и Mercedes возились со своим Т-80, американец Джон Коб на автомобиле Railton Mobil Special установил рекорд 600 в км/ч, что превосходило гений сумрачной тевтонской мысли. Рекорд выглядел максимально солидно, поэтому целевую планку рекорда задрали аж до 750 км/ч, а для этого требовалось какая-то совсем уже нереальная мощность двигателя, поэтому конструкторы ударились во все тяжкие. На несчастном прототипе 603 Daimler-Benz использовали все новейшие разработки, прототипы и идеи, которые только были в наличии. Именно здесь впервые была испытана система впрыска водо-метаноловой смеси.
В итоге всеми правдами и неправдами из 603 выжили почти 3000 лошадиных сил, что по тем временам было нереально круто даже для двигателя объемом 44 литра и показывало потенциал конструкции на будущее. Уже упомянутый 605 Daimler-Benz, который как раз стоял на старой модели G.55 имел объем всего 35,7 л. Разница с 603 почти 20% Ну и разница в потенциале наращивания мощности — соответствующая. С рекордным заездом у Т-80 как-то не сложилось: началась война и резко стало не до этого. Двигатель открутили, поснимали с него всякие рекордные навороты и поставили на какой-то самолёт, а сама машина простояла всю войну в каком-то сарае в Австрии, после чего успешно вернулась в музей Mercedes.
В обычных условиях 603 Daimler-Benz никто до таких запредельных показателей не форсировал, они спокойно себе использовались на больших или средний бомбардировщиках, включая Do-217 или BV-238. Но на истребители их никто и не пытался поставить, потому что основным истребителем Люфтваффе был Bf-109 Мессершмитт, а в него и 605 Daimler-Benz влезал с трудом. И вот внезапно оказывается, что у итальянцев есть такой замечательный Fiat G.55 «Centauro», который покрупнее мессершмитта, и если немножко расточить там, растянуть тут, то в него 603 вполне влезает. Сперва в него хотели поставить сразу пять 20 мм пушек Mg-151, чтобы получился вообще ультимативный аппарат для охоты на летающие крепости и ланкастеры. Но затем немного умерили свой пыл и решили, что 3 стволов будет вполне достаточно. Два прототипа таких истребителей и вышли на испытания в марте 44 года. Выяснилось, что по летным характеристикам они превосходят новейшую модификацию 109 Мессершмитта "Курфюст". Собственно, эти самолёты и получили название Fiat G.56.
Налаживание производства итальянских истребителей в Германии поручили Курту Танку. Этот товарищ в особых представлениях не нуждается, но на всякий случай напомню, что он был главным конструктором компании Focke-Wulf. И что интересно, он лично испытывал G.55 «Centauro», то есть он забрался в кабину, летал, исполнял различные фигуры. По итогу отзывался об этом самолёте очень положительно.
Но когда начали разбираться с технологическими подробностями, то вдруг выяснилось, что Fiat'ы технологичны только по итальянским меркам. На производство одного «Centauro» требовалось 15 000 человеко-часов. Теоретические прикидки показывали, что при помощи оптимизации процессов и конструкции это время можно было сократить до 9 000 часов. В Германии технологию производства 109 мессершмитта отладили настолько, что на каждый самолёт тратили всего 5 000 человеко-часов, то есть при том же количестве работников мессеры можно было штамповать как минимум вдвое быстрее. Это, в общем-то, и поставило крест на всех планах по производству итальянцев в Германии.
А мощный двигатель Daimler-Benz 603 в итоге использовали на самолёте Ta-152, который многими считается лучшим немецким поршневым истребителем. И разработал его... угадайте кто? Ну, кстати, надо сказать, что в отличие от своих итальянских коллег и даже Вилли Мессершмитта, Курт Танк очень плотно думал при разработке самолёта о том, как же его будут производить. Поэтому его самолёты были очень технологичными и довольно простыми в производстве.
P.S. Раз уж я тут упомянул практически все итальянские истребители военного периода, то надо сказать, что 603 Daimler-Benz пытались вкорячить и на истребитель фирмы Macchi. Но это была явно не самая лучшая идея: прототип так никогда и не полетел.
P.P.S. Особо отличиться в боях Fiat G.55 «Centauro» не успел. Их построили всего 274 штуки, и на фронт они поступили незадолго до капитуляции Италии. Но о том, насколько хорошо они были по своим характеристикам и говорит тот факт, что продолжили их производить и после войны — на экспорт. Крупные партии этих самолётов закупили аргентинцы и египтяне. Правда, после войны также продолжали производить чехословацкие клоны 109 мессеров, причём несколько из них отправились на экспорт в Израиль. Но Израиль в то время был в такой ситуации, чтобы был готов покупать любое г****, лишь бы оно могло хоть как-то летать и ездить. Ну и на этом, пожалуй, стоит остановить весёлое повествование с грустным концом про итальянский G.55 «Centauro» и G.56.
Автор - Нафис Сарваров, #сарваровкат