После ВНЕЗАПНО крутого "Ритуала" захотелось поближе ознакомиться с Адамом Нэвиллом. Решил начать с тех произведений, что переведены на русский (их не так много), взял самый первый в хронологическом порядке и таким стал "Номер 16", которые отстоит от "Ритуала" всего на 1 год ранее.
И скорее я скажу ему "Нет", чем "Да".
Речь идет про классическую НЕХОРОШУЮ квартиру в центре Лондона, где полвека назад некий нигилистичный асоциальный, балующийся призывом демонов из Бездны, художник, случайно открыл портал в АдЪ. Теперь этот портал постоянно просит ЖРАТ и оттуда на жильцов дома набигает всякое.
Из минусов - конечно же куча штампов и, пожалуй, первая книга на моей памяти, где есть литературные скримеры хех. Ну то есть, если книга когда-нибудь будет перенесена на полный метр (надеюсь нет), фильм будет полон наших любимых и даже немного позабытых джампскейров, где неземная тварь резко выпрыгивает из-за угла. Оно и понятно - книга написана в 2010, на закате эры "тупых и тухлых" хорроров, которые всех достали. Хоть автор и попытался добавить дополнительных интересных сюжетных линий, но в целом ближе к середине забил на них и сосредоточился на простом и линейном сюжете.
Еще роман довольно сильно затянут, его можно было бы легко сократить втрое, если убрать целые куски текста, которые повторяются раз за разом под разными углами обзора персонажей.
Ближе к концу от наивности персонажей, которые лезут прямиком в очевидную ловушку, задуманную злом, начинаешь расшибать себе щщи фейспалмом.
Из плюсов - у Нэвилла таки есть свой уникальный стиль, который добавляет ему изюминки и уникальности. Особенно сочно ему удаются описания физических и эмоциональных страданий людей (физических лучше). Это настолько годно, что самому практически физически становится больно от того, что переживают герои. Это я еще в "Ритуале" подметил, а оказывается это его фишка.
Плюс его произведения это все же намного больше мистика, чем просто хоррор. Саспенс и детектив хороши, но в данном случае сама идея романа не очень, тут при всем желании сложно было сделать конфетку.
Далее следуют "Судные Дни".
Ну, автор точно гонял в "Silent Hill", базарю. Стоит только взглянуть на обложку российского издания Last Days, как вы поймете, что вылезающие из стен монстры любезно "повзаимствованы" именно из легендарной игровой серии Konami. Насколько я понял, автору ну прям очень понравилась концепция гнилых тварей, просачивающихся через любые поверхности из другого мира в наш, что он решил выстроить на основе этого сюжет и попытку объяснить откуда все взялось. Вот только есть проблема - призраки из СХ4 пугали своей иррациональностью, их появление ничем и никак не объяснить, это сюрреалистичный мир, сотканный из обрывков воспаленного сознания, ты не знаешь что это, откуда оно и в общем-то на это чисто наплевать, главное, что нужный эффект достигнут.
Да и честно признаться, у автора-то и не особо получилось все объяснить. Но обо всем по порядку.
Сюжет повествует о том, как некий богач предлагает снять режиссеру, погрязшему в долгах, фильм-кинорепортаж об истории секты, все члены которой внезапно самоубились посреди Аризонской пустыни. Дело плевое - поснимать заброшки, где они когда-то обитали, почитать тексты, взять пару интервью - и дело в шляпе. Но когда доходит до самого процесса, выясняется, что не все так просто, а в некоторых местах очень даже сложно и опасно для жизни.
Сначала все шло очень даже неплохо и захватывающе, сюжет медленно и нагнетающе крутился вокруг сьемок в стиле "мокьюментари", я даже думал, что книга будет где-то на уровне "Легиона" Уильяма Блэтти, но только до тех пор, пока автор не кинулся все объяснять.
Оказывается, что с какого-то перепугу главарь секты умел вызывать из параллельного адского измерения неких сущностей, которые как раз и лезли из стен, оставляя там на время отметины в виде своих тел. С помощью такой связи он каким-то образом хотел бесконечно переселяться в чужие тела, чтобы жить вечно, пффф. Как? Да черт знает, жри что дают. Откуда взялись эти твари и почему такой обряд переселения души вообще работает, объяснено настолько криво и неубедительно (но зато живописно), что лучше бы этого вообще не было. Весь шарм паранормальной атмосферы пропадает начисто. Мое мнение - если уж начинать подобного рода объяснения, то объяснять основательно, с предпосылками, толикой логики и по полочкам, а не рваными дырявыми клочками.
Ближе к концу сюжет наполняется набившими оскомину штампами вроде "мой друг звонит 5 раз подряд и пишет СРОЧНО ему перезвонить? Ах, как он переживает за меня, подожду до утра, пусть выспится. Как пропал? КУДА ПРОПАЛ, НЕЕЕЕЕЕТ". Также возникает куча вопросов к тому, что в нашем мире есть неопровержимые доказательства паранормального, которые можно заснять, пощупать и понюхать, стоит только зайти в нужный дом, но никаких исследователей, ученых и просто шизиков это не колышет? Очень правдиво. Развязка вообще переворачивает все с ног на голову, главные герои претерпевают невозможные в их условиях метаморфозы характеров, в которые совершенно не веришь и начинается какой-то калофдути заруб с потусторонним. Я не шучу, прям с тактическими винтовками и осколочными гранатами.
Адам, а я ведь верил в тебя. Неужели "Ритуал" - единственное, что ты смог написать годного? Осталось только 2 переведенные книги и читая их дженерик хоррор описание, я что-то даже теперь хз, стоит ли пытаться.
#книги #ужасы #horror #мистика #литературадзен #книжныйблог #чтопочитать