Анну Марию Мозес все называли "бабушка Мозес". Её судьба - это невероятно вдохновляющий пример того, как в очень преклонном возрасте можно построить головокружительную карьеру, просто занимаясь своим любимым делом.
Анна Мария родилась в 1860 в маленьком городке штата Нью-Йорк, в бедной семье. Рисовать любила с детства, но никто не учил её рисовать, вместо этого в 11 лет она была отдана служанкой к богатым соседям.
Всё образование Анны Марии свелось к нескольким классам сельской школы, где её научили читать и писать.
В 27 лет Анна Мария вышла замуж за простого рабочего человека, Томаса Мозеса. Они прожили вместе много лет, и за эти годы с большим трудом им удалось заработать деньги на собственную ферму.
Супруг Анны Марии скоропостижно скончался в 1927, когда будущей художнице было 67. К этому времени её здоровье пошатнулось, и физическим трудом заниматься она не могла. Управление фермой взял на себя её сын, а она занялась рукоделием - вышивкой и вязанием. Вот одна из её прекрасных вышивок:
Она занималась рукоделием до тех пор, пока позволяли покалеченные артритом пальцы. И вот тогда, вспомнив, что в детстве очень любила рисовать, она взяла в руки кисти и краски. К тому времени ей было уже 76.
Её картины наивны и очень милы. Их настроение - светлое и очень лёгкое. Пейзажи, фермы, уютные бытовые сценки – аккуратные, тонкие, детальные. Особенно ей удавались зимние пейзажи:
По манере исполнения они напоминают картины Питера Брейгеля, хотя она никогда не видела картин великого живописца и даже не слышала его имени.
Свои картины она дарила родным и соседям. Так несколько картин оказались в местной аптеке, где в 1938 их увидел проезжавший мимо коллекционер живописи Луис Калдор. Он буквально за копейки приобрёл у Анны Марии несколько работ, пообещав сделать её знаменитой.
Он выставил картины в одной из нью-йоркской галерей, и они сразу же привлекли к себе внимание публики.
Эти картины очень интересно разглядывать, на них много действующих лиц и интересных мелких деталей. Они похожи на детские рисунки, но с правильной перспективой - светлый и открытый мир сельской жизни.
Наивное искусство без всяких культурологических заморочек мне всегда нравилось. В отличие от прочих авангардистов-модернистов, от которых веет чем-то инфернальным и потому отталкивающим, наивное искусство искреннее и светлое. Конечно, когда оно именно "наивное", а не профессионально стилизованное под наив. Но в этом-то Анну Марию Мозес никак не упрекнёшь: её картины – сама чистая душа живописи, она сама - в полном ладу с собой, писала то – и только то – что хорошо знала, видела каждый день и очень любила. Такое вы нечасто встретите даже среди наивных художников.
Анна Мария Мозес прожила долгую жизнь: 101 год, и поэтому её творческое наследие огромно.
За почти тридцать лет творчества она написала более 1500 полотен! Она с детства была приучена к труду, и рисование спасало её от безделья, заменяло работу. Полотна бабушки Мозес выставлялись в галереях Европы, Америки и даже Японии.
В самом начале своей творческой карьеры она продавала свои картины по 3-5 долларов. С ростом известности цена её картин росла и стала стоить по 8-10 тысяч долларов.
Не обошли её и награды:
- В 1941 ей вручили государственную премию штата Нью-Йорк.
- Ещё через несколько лет - премию Американского женского пресс-клуба ей вручал лично президент США Гарри Трумэн.
А в возрасте 93 лет её портрет украсил обложку журнала Time:
Поэтому если вам или кому-то из ваших друзей вдруг покажется, что уже поздно что-либо начинать, просто вспомните историю художницы Анны Марии Мозес.
Возраст - это не помеха делать то, что вам нравится, если это будет приносить радость вам и окружающим вас людям!
Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу. И довольна тем, как она выполнена.
А. М. Мозес